Самая нудная персональная страница в Интернете
Долой оформление. Только сок мозга

Артем Каждый

Футуристический очерк истории человечества и послечеловечества

Как ответственный образец суперорганики, я, конечно же, думаю о будущем. Пока придумал вот что: всю историю человек борется со смертью посредством оцифровки себя. И таки доборется - уже скоро..

Череда сингулярностей


 
Нанотехнологии как парадигма Средневековья. Этика сверхличности и Сингулярность-2

Андрей Мирошниченко. Самоконспект доклада на заседании ОФИР (Общество философских исследований и разработок). 31 августа 2010 года .
 
 
Основная тема доклада – попытка вписать человеческую цивилизацию в большой процесс мегаэволюции и увидеть, что в рамках этой концепции будет после человека. Ядерное сообщение – попытка вывести этику послечеловеческой сверхличности. Вывести из ничего, из чистых логических умозаключений, ибо никакой эмпирической базы нет и вряд ли будет.
 
Почему освоения глубокого космоса не будет
Начну с простого и зажигательного утверждения о том, что нанотехнологии, с коими некоторые товарищи связывают модернизацию экономики, а другие – модернизацию человека, – это парадигма дремучего средневековья. Докажу я это на примере других технологий - космических.
Всем известно, что есть большой корпус фантастических изысканий о полетах в глубокий космос. Так вот: научная фантастика врет. Точнее так: научная фантастика до «Гиперболоида инженера Гарина» - это правда. А научная фантастика, начиная с «Аэлиты», - все вранье. Потому что освоения глубокого космоса не будет.
В чем идея освоения глубокого космоса и полетов на другие планеты? Дальше Марса, скажем так. Обычно это добыча некоторых веществ, которые обладают полезными свойствами, а у нас они в дефиците или не существуют. Грубо говоря, это поиск полезных ископаемых. По сути, это парадигма эпохи великих географических открытий, когда ездили за перцем, маслами и золотом и ради этого открывали новые земли. Она просто берется и экстраполируется в будущее. И на этом мотиве, иногда артикулируемом, иногда нет, строится весь корпус текстов про полеты в глубокий космос. Там обязательно добывают какой-нибудь спайс или гифтоний.
Иногда в основу освоения космоса кладется поиск новых территорий для жизни. Это тоже очень похоже на эпоху великих географических открытий, когда вторые сыновья, не имеющие шансов на наследство, становились основной движущей силой сначала крестовых походов, а потом и флибустьерско-конквистадорских разысканий, ища себе новые вотчины и новый доход.
Но стоит лишь честно признать, что космическая мечта может быть реализуема только для поиска сырья или земель, как сразу становится понятно, что она нереализуема. По стоимости, по уровню консолидации ресурсов разных стран, по энергетическим затратам, по уровню развития технологий дальние космические полеты за перцем, ванилью и каменьями потребуют примерно таких же затрат, как синтез перца, ванили или каменьев. Или даже дороже.
Включим в это размышление фактор исторического времени. Возможность регулярных дальних полетов, когда огромные добывающие комплексы можно транспортировать невесть куда и потом пригонять обратно эшелоны с рудой, можно оценивать примерно в такой же временной перспективе, как и освоение человеком синтеза любого вещества. Строго говоря, человек уже сейчас может сделать золото из свинца, а космос освоен все еще на расстоянии пригорода. Ну и что произойдет быстрее? А главное – зачем?
К тому времени, когда станут осуществимы полеты дальше Марса, они должны быть обеспечены примерно таким же уровнем развития технологий, который позволит синтезировать вещество в практических целях. (Кстати, если оно - вещество - еще будет необходимо человеку. Ибо на этом уровне развития технологий, может так статься, материал разуму уже и не понадобится.)
Строго говоря, и полет на Марс – под вопросом. До сих пор покорением космоса в наиболее успешные периоды руководили военные. Поэтому он был покорен исторически мгновенно, за какие-то 10-20 лет. И не дальше орбиты, потому что дальше орбиты военным не надо. Как только военно-политические цели были достигнуты (а потом и сняты распадом СССР) покорение космоса, по сути, закончилось.
Освоение космоса - это тупиковая ветвь развития технологий, свою историческую работу оно уже сделало, создав среду для разработки, например, компьютеров, материалов, систем передачи информации и т.п.
 
Почему нанотехнологии – это средневековая алхимия
Столь длинный экскурс в далекий космос нужен для того, чтобы увидеть схожий процесс в развитии нанотехнологий.
Нанотехнологии, по сути, есть манипуляции с веществом ради добычи его новых свойств. Абсолютно те же задачи, что и у алхимии. Задачи благородные и даже решаемые. Но, как и во времена алхимии, на эти манипуляции возлагаются излишне большие надежды. Например, надежда на бессмертие. Ведь и алхимики полагали целью своих экспериментов изобретение философского камня, который как-то там содействует созданию эликсира бессмертия.
Нет никаких сомнений, что нанотехнологии помогут в создании новых веществ. И в том числе будут способствовать работе над бессмертием. Но они никак не могут стать ключевым решением для Перехода. То есть свой исторический вклад нанотехнологии внесут, но манипуляции с веществом, конечно, сами по себе вообще никакой или почти никакой роли в формировании послечеловека играть не могут.
Ибо если технологии, наконец, достигнут уровня, на котором возможно копирование личности и синтез сетевой личности, то такого рода технологии, конечно, будут связаны никак не с веществом, а с информацией.
Очевидно, что сверхличность, буде она создана, будет создана в момент сингулярности, ибо рождение сверхличности и есть момент сингулярности, то есть точка соединения всех знаний. Можно предположить, что, обладая всеми знаниями, сверхличность уж как-нибудь сумеет научиться обходиться без материального носителя.
Ибо материальный носитель – в простонародье «тело» - ущербен. Каким бы он ни был нанососвершенным, он все равно ущербен. Так и стоило ли огородить огород со всей этой сингулярностью, чтобы всего лишь получить новое, более качественное тело? По-видимому, логика появления сверхличности такова, что ее появление венчает процесс ухода от смерти. То есть уход от тела. Ибо это самый надежный способ избавиться от смерти. Все остальное – промежуточные решения. Поэтому становление сверхличности обязательно так или иначе ведет к отказу от телесности.
Если так, то нанотехнологии – это такое же временное увлечение человечества, как и космос. Полезное, но временное.
Поэтому я говорю, что нанотехнологии – это парадигма Средневековья, причем достаточно дремучего. У нас же они популярны, во-первых, в среде останков технической интеллигенции, наследующей культу преобразования Земли, который был распространен в СССР в 40-60 годах прошлого столетия. Другая причина мифологизации нанотехнологий – их политическая и коррупционная востребованность на государственном уровне – ради лозунгов модернизации и насущных задач распила государственных средств. Я, кстати, предполагаю, что на Западе нанотехнологии не воздевают на государственные хоругви и не объявляют «спасителем России». Идеологическое звучание эта (и любая) отрасль научных изысканий приобретает только в обществах, верящих в панацею, в простое решение.
 
Похороны как рождение человека
Подступим теперь собственно к сообщению о сверхличности. Логика моих рассуждений такова: мегаэволюция должна обнаруживать в человеке нечто, имеющее предшествие в предыдущих стадиях, и являющееся залогом последующих. Нечто специфически человеческое.
Стартовый тезис в этих разысканиях звучит так: человек как таковой начался с первых похорон. Первые похороны вырвали его из животного мира. Это первый проблеск собственно человечности. Человека человеком сделали не речь, не труд. Ни даже секс, как полагают некоторые: будто бы прямохождение родило комбинаторику в сексе, от этого появился выбор, от этого возникли эротические фантазии, от этого развилось мышление… Нет, человек появился в момент первых похорон.
Что такое похороны? Это способ спрятать мертвое тело соплеменника, который только что бегал и выглядел, как живой. Если появилось желание спрятать, это означает, что появился испуг перед мертвым телом. По сути, это первое религиозное переживание, связанное с осознанием разделения на живое и мертвое: был живой, теперь внешне вроде такой же, но – мертвый. Какое-то качество ушло. Оставшееся – плохо, недостаточно, оно не является соплеменником, оно пугает. Надо убрать с глаз долой. (Полагаю, сложные культы с сохранением тела, с отправлением в загробный мир – возникли гораздо, гораздо позже, при уже развитом мифологическом воображении.)
Похороны свидетельствуют о первой работе уже человеческого, а не животного ума. Это не просто животный испуг, это экстраполяция смерти на себя. Что будет со мной? Умру ли я? По сути, это самая первая интеллектуальная операция, преобразующая еще животный страх смерти в уже человеческую абстрактную мысль (о смерти). С этого начался человек. Уже можно сделать предположение, что страх смерти, точнее, мысль о смерти, и есть существенная человеческая характеристика.
Собственно, смертность, причем именно осознанная смертность, то есть осознание предстоящей смерти – и есть ключевое свойство человека.
По сути, всеми формами человеческой практики решается один вопрос – вопрос о бессмертии. Свой ответ дает религия – и достаточно удовлетворительно. Возможно, самый лучший в прошлом ответ на вопрос о бессмертии давала именно религия. Ответ на этот вопрос пытается дать наука и продвигается неплохо по этому пути, улучшая жизнь, защищая жизнь, уже реально продлевая жизнь. И на вопрос о бессмертии отвечает творчество. Отвечает непрактично, но очень логично и пока продвинулось дальше всего, хоть и аллегорически. Отвечает так: бессмертие есть копирование личности автора в созданном им художественном мире.
 
Развитие человечества как бегство от смерти
Обретя способность прежде всего к метафоризации, к переносу значения смерти на себя, человек научился абстрактному мышлению. Суть этого мышления – выделение идей и далее операции с идеями во втором, отраженном, символическом мире.
Иными словами, через метафоризацию, далее через способность к абстрагированию, уже ранний человек научился копировать реальность – в понятиях, в символах. Суть этой операции – разделение мира вещей и мира идей, то есть раздвоение мира. Способность человека к символизации счастливо дала ему возможность описывать мир идей.
Все это порождало копию действительного мира, более удобную с точки зрения манипуляций – с миром идей ведь удобнее обращаться, чем с миром вещей. И именно в этот мир человек старался переместиться.
Если мы оценим все изобретения, связанные с записыванием знания, то обнаружим все более совершенные способы оцифровки сначала действительности, потом уже и самого человека. Посмотрим, например, на Витрувианского человека Леонардо. Там под рисунком мужчины, вписанного в круг и квадрат, идет запись с числовыми пропорциям: сколько размером стопы помещается в размере ноги и т.п. Поразительна сама идея обнаружить некий смысл в отраженных числовых пропорциях – эта идея гармонического смысла, в общем-то, присуща любой человеческой записи, подразумевается за любой записью.  Леонардо полагал, и это было очевидно для любого, что части тела обязательно составляют какие-то пропорции между собой. Иными словами, тело можно выразить формулами. Вообще, цифровое отражение чего-либо, равно как и текстовая запись чего-либо в нашем представлении своим обязательным атрибутом имеет гармонию, некоторое тяготение к прекрасному. Откуда эта идея, зачем она?
Отраженный мир в нашем представлении обязательно упорядочен и обладает внутренней гармонией. В этом есть логика, ибо он – продукт разума. Мир более высокого порядка. Постижение, или даже покорение второго мира является более важным, чем покорение мира физического, который мы делим с животными. Потому что у человека всегда было подозрение, что сущности мира идей не обладают телесностью. Не знают смерти.
Сегодня мы пришли к тому, что уже имеем альтернативный мир, в котором фигурируют слепки нашей личности – наши виртуальные персонажи. Своими виртуальными полпредами в Интернете, виртуальными гомункулами, мы подходим вплотную к идее оцифровки не только действительности, не только тела, но уже и к копированию личности. Ведь наши виртуальные персонажи различаются между собой так же, как различаются наши личности. Это еще корявые, но уже копии личности. Правда, требующие постоянного присутствия «оператора личности».
 
Переход
Я не знаю, как будет технически обставлен момент Перехода, как будет выглядеть момент сингулярности. Но я думаю, что ключевое решение будет найдено не в сфере нанотехнологий или операций с веществом, а в сфере оцифровки, то есть копирования личности. Ключевые работы будут проделаны не с телом, а с информацией.
Вопрос удобного вместилища, который, по идее, может быть решен нанотехнологиями или киберорганопластикой – он вторичен. Это – вопрос о теле, он вообще низок. Если точка соединения знания, вызывающая сингулярность, есть момент рождения сверхличности, то уж как-нибудь это новое существо, овладевшее сразу всем знанием, найдет способ позаботиться и о вместилище - о теле, по-нашему. Или, что скорее всего, придумает, как без тела обходиться. Еще раз: тот уровень знания, при котором становится возможным копирование личности, должен быть достаточным для того, чтобы новая личность обходилась вовсе без тела (без материального тела в нашем традиционном представлении).
Но перво-наперво для подготовки этого момента должен быть решен вопрос о копировании личности в среду, где все знания мгновенно доступны. Поэтому Переход будет подготовлен не натехнологиями, а, скорее всего, киберорганикой, гаджетизацией нервных окончаний. Вероятно, речь будет идти о каком-то синтезе личности испытателя и машины, в котором личность переместиться в сетевую среду, сохранив при этом идентичность и обретя не только весь наличный разум человечества, но и способность мгновенно вырабатывать любые новые знания.
Два направления исследований подводят к этому моменту. Это, скорее всего, медицина. И, скорее всего, военные.
В медицине производятся опыты, связанные с гаджетизацией организма, с подключениям к нервным окончаниям способности управлять компьютерами – для парализованных людей. И вроде бы уже, потренировавшись, человек может научиться управлять простейшими движениями механизма с помощью определенных повторяющихся мыслительных импульсов. Это не есть чтение мыслей, потому что для такого взаимодействия с машиной нужна тренировка по обратной связи - нужно натренировать, настроить соответствие между вызываемым в мозгу образом и движением машины. По сути, это создание нового кода – кода нейронных импульсов, которым надо овладеть. Пещерный век, конечно. Тем не менее, это тот путь, который, в конце концов, если доводить его до логического конца, позволяет человеческому сознанию, точнее, личности переместиться в сколь угодно умную, сетевую структуру. Ибо этот путь создает, в конце концов, когнитивные интерфейсы.
Но скорее всего, реальный прорыв на этом направлении произойдет в военной сфере. Управление военными роботами без механического интерфейса, то есть напрямую из мозга, безусловно, дает громадные военные преимущества. Мы не имеем прямых свидетельств таких разработок, но они просто должны вестись, А учитывая, что военные куда более организованы и способны привлечь куда более серьезные ресурсы, они должны продвинуться в создании таких когнитивных интерфейсов куда дальше, чем медики.
Видимо, разработки в области гаджетизации тела, с одной стороны, и работы в области искусственного интеллекта, с другой, как-то приведут к моменту сингулярности, когда удастся соединить личность с искусственным интеллектом. Если совсем грубо, это будет выглядеть как синтез человека и машины.
Не знаю, как это произойдет технически. Сделаем некие пропуски и допущения, которые необходимы, чтобы приладить все провода к нужному месту, и сочиним такую фантастическую картину.
Человеческая личность - скорее всего, конкретная личность, а не все человечество, - получает возможность скопировать себя и перемещается в некую иную среду вне своего биологического тела. Об этом никто не будет знать, это произойдет засекречено. У этого нового существа сразу появляется доступ ко всем знаниям, накопленным в Сети. А Сеть к тому времени как раз готовит знания. Google сейчас оцифровывает все тексты, наработанные человечеством, чтобы запихнуть их в Cеть – как специально. Все заводы, лаборатории, все технологические и технические возможности и знаниевые ресурсы человечества к этому времени будут подключены для единого доступа. В общем, созданы все предпосылки для классического бунта машин, когда осуществляется захват всего знания и всех технологий и технологических возможностей неким высшим разумом, случайно или намеренно рожденным человечеством.
Я полагаю, этот разум будет состоять из личности, точнее, воли одного человека и всех знаний и всех технологий человечества. Это новое существо, послечеловека, я называю сверхличностью, а не сверхразумом, потому что ключевой его характеристикой все-таки является воля, а не знание. Дело в том, что знания, какой бы их объем ни был наработан, разобщены и всегда будут разобщены, так как являются собой парадигматическую и иерархизированную систему. Только воля, впущенная в эту среду, сможет собрать знания и добиться от них необходимого для сингулярности кумулятивного эффекта. Воля, перенятая из оцифрованной, скопированной личности человека.
(Есть еще возможность самозарождения воли из рефлексии самообучающейся машины по поводу природы постановки задач, но это отдельная ветвь рассуждений и она влияет лишь на один фрагмент концепции – источник воли для сверхличности)
 
Первое испытание сверхличности – испытание кайфом
Следующий вопрос: а как поведет себя эта сверхличность?
По моему представлению, в самый момент Перехода всегда будет осуществляться тестирование личности первоиспытателя, получившего доступ к порталу Перехода. Это будет испытание наркоманским кайфом.
Перебор неограниченных возможностей, то есть ощупывание нарожденной сверхличностью самой себя, неизбежно приводит к обнаружению эмоции, которую мы могли бы интерпретировать, как удовольствие. Конечно, это не эмоция в нашем понимании. Это некая умственная операция, которую мы можем охарактеризовать как измерение и осознание собственного могущества. Но удобнее всего представить этот феномен именно как эмоцию.
 Возможно, эта эмоция будет обнаружена первой еще в предпереходе, в очеловеченном, недосверхличностном рассудке. Вот это и есть испытание кайфом. Возгонка кайфа - это неизбежная ловушка для молодого всемогущего сверхразума, только-только получившего волю. Возгонка кайфа, естественно, ведет к зацикливанию связи «стимул-эффект», к зацикливанию на себя, что можно интерпретировать как распад личности, то есть уже сверхличности.
(Кстати, для внешнего наблюдателя этот распад может выглядеть, например, как образование черной дыры. А может, и обойдется, младосверхличность не разрушит Вселенную, а просто впадет в ступор. Который может быть похожим на нирвану, просветленное самосозерцающее недеяние - тоже полезная метафора Перехода личности в новое состояние.)
То есть сверхличность, попадающая в замкнутый круг возгонки удовольствия, просто не состоится. Она попадает в некоторое состояние, которое является вегетативным, как это ни странно звучит для бестелесного существа. Все, личности нет. Мы имеем метафору этой ситуации в опытах, когда крысе приживляли электроды к центрам удовольствия, она нажимала на рычажок, получала кайф и в результате только этим и занималась, пока не сдохла. Вот возгонка кайфа для биологического тела. Для небиологического существа, не имеющего ограничений по энергии, риска смерти нет, хотя и понятия смерти нет, но состояние возгонки кайфа, очевидно, для такого существа является состоянием отсутствия присутствия.
Таким образом будет происходить естественный отбор, входной допуск. Личность испытателя, склонного к такого рода удовольствию, в момент Перехода получает доступ к возгонке сверхкайфа. Она (сверличность) это понимает моментально и моментально этим пользуется, навсегда закрываясь от всего другого перечня сверхвозможностей.
Мы к кайфу относимся с осуждением по понятным причинам, но по сути, сверхкайф может быть вполне полноценной реализацией сверхвозможностей. Вполне вероятным выбором. Больше того, как раз отказ от кайфа – довольно маловероятная перспектива для начинающей сверхличности. Выбрать решение с последующей возможностью присутствия – это выбрать более длинный путь к реализации сверхвозможностей. Логика такого выбора как минимум равновероятна выбору сверхкайфа. Кстати говоря, наркомания в человеческой истории – это тренировка человечества на способность сохранять такой выбор.
Испытание сверхкайфом будет происходить раз за разом, будут "умирать" испытатель за испытателем (если в этом кайфе случайно не будет разрушена Вселенная). До тех пор, пока в систему тестирования не попадет личность, не интересующаяся коротким использованием сверхвозможности, простым применением сверхвозможности на себе самой.
 
Этика сверхличности. Самозарождение этики
Если сверхличность прошла испытание кайфом, не втянулась, состоялась, то следующий вопрос: что дальше? Как реализоваться, чем заняться?
Здесь мы вступаем в сферу, где нам не на что опираться вообще. Опираемся только на логику собственных размышлений.
Я полагаю, что одним из очевидных свойств такой сверхличности является ее интеллектуальное всемогущество. Она не дура, любая интеллектуальная операция для нее практически мгновенна. Соответственно, весьма быстро это существо приходит к главному вопросу – к обоснованию смысла и назначения своей жизни, точнее, существования, поскольку представления о жизни для этого существа уже нет, ибо нет смерти.
И я полагаю, что такое существо должно искать самый сложный, предельно сложный ответ на вопрос о смысле жизни. Потому что полнота реализация сверхличности – единственный способ занять делом все свои возможности.
Здесь удобно ввести понятие стыда. Сверхличности стыдно будет неполно реализовать свои возможности. Неполная реализация (даже реализация на 99%) сверхличностью будет восприниматься как несоответствие своему потенциалу. Незадействованный потенциал невозможен, это абсурдно. Чувство стыда должно быть настолько острым, что попросту недопустимым.
Это вполне себе этическое суждение. На таких умопостроениях мы уже можем выращивать гипотезу об этике сверхличности.
Дальше мы начинаем рассуждать: что такое полнота реализации? В чем можно реализовать возможности, которые являются абсолютными? Что есть беспредельно делаемое? Что начнет делать эта личность, исходя из вот такой своей этической установки?
Поскольку речь идет о неких предельных, стратегических категориях деяния, то таковыми можно признать, например, созидание или разрушение. Любой иной вид активности может быть объят созиданием или разрушением.
При этом созидание обязательно больше и сложнее разрушения. Разрушение всегда вторично, потому что может разрушать только что-то, что уже создано. Разрушение чего-либо всегда более экономично, чем созидание того же. А это опять противоречит идее предельной полноты самореализации. Наконец, что совсем уже плохо, разрушение обязательно конечно, что уж точно не подходит для реализации бесконечных возможностей. Созидание же – бесконечно.
Итак, созидание является предельным способом самореализации и замечательно подходит «нашей» сверхличности.
(Попутно, кстати, мы решаем вопрос о том, является ли сверхличность для нас, для оставшегося (еще, возможно) человечества благом или злом. Логика рассуждений приводит нас к тому, что это существо должно стать неизбежно созидающим. Это хорошо. Но вписываемся ли конкретные мы в чертежи нового созидания? Не факт. Это плохо.)
При всей своей абстрактности это не такие уж и сложные рассуждения, которые, конечно, сверхличностью будут не то что проанализированы, а схвачены интуитивно, как мотивы, происходящие из самих ее сверхвозможностей. Иными словами, сверхличность, только-только преодолев соблазн сверхкайфа, тут же и неизбежно озадачивается созиданием.
Мы можем пойти еще дальше в этой логике. Какого рода созидание является самым полным? Конечно, приходит на ум идея миросозидания. Метафизическое авторство, сотворение нового мира. Но и это не предельно полная реализация абсолюта. Я думаю, что предельной реализацией абсолюта является создание копии самой себя. Сотворение себя нового.
Тут возникает один интересный парадокс, преодоление которого как раз только и соответствует абсолютным возможностям сверхличности.
Что такое копия себя? Например, органический манекен, полностью похожий на меня, думающий как я, делающий как я, - на самом деле не является полной копией меня. У него не хватает одного, но самого главного подобия. У него нет своей воли. А у меня есть. Значит, он, как бы ни был хорош и подобен, не является моей копией.
Полная копия меня обязательно должна обладать своей волей. Не моей, а своей, ибо и я обладаю своей. То есть полная копия меня должна быть не мной, должна обрести свою идентичность.
Уже понятно, что это метафора сотворения человека Богом в христианской и некоторых других религиях. Здесь мы, действительно, вступаем в сферу религиозных метафор, которые хорошо известны, достаточно хорошо проработаны и довольно точно отражают последующие шаги в русле той логики, которая уже завела нас сюда. Религиозные метафоры на этом этапе рассуждений удобны, хотя могут отпугивать неокрепший ум.
Это парадоксальная вещь - полное копирование происходит только тогда, когда копия обретает свою идентичность и начинает вести себя не так, как оригинал. Только в этом случае она является полной копией оригинала. Эта идея предельно сложна, я ничего не знаю о технических способах ее реализации, кроме религиозных аллегорий. Но она соответствует задаче предельно сложного созидания.
В определенной степени можно сказать, что сверхличность не будет свободной. Она будет обречена в следующий миг после самосознания заняться разработкой способов сотворения нового мира, сотворением нового мира, созданием копии себя.
Таким образом, ключевой пункт об этике абсолюта можно было бы сформулировать так. Разум сверхличности становится ее страстью. Стыд для нее – это неполнота реализации себя. И, соответственно, предельная реализации ее – это предельное созидание. А предельное созидание для нее – это созидание копии самой себя, то есть копии, обладающей самостоятельной волей. Создание нового мира и следующего человека, как и положено богу.
 
Мегаэволюция и Сингулярность-2
Новая копия сверхличности (новый человек-2), очевидно, обретя собственную идентичность, начнет собственное развитие. Это будет саморазвивающаяся болванка, каковой и является человек нынешний, то есть мы. Человек – заготовка бога. Причем в двух смыслах: он заготовлен, то есть создан, и он заготовка, как болванка – для последующего самообстругивания в новую сверхличность
То есть мы можем рассматривать наш мир как некую лабораторию высшего существа, в которой оно создает копию самого себя и эта копия тогда полна и успешна, когда сама развивается, достигает новой сингулярности и становится новой сверхличностью.
Мы приходим к идее циклического процесса, к пониманию, что тейяровская мегаэволюция – процесс не линейный, а циклический, или спиральный. Мы даже вполне можем пофантазировать, каков горизонт событий в цикле этой спирали. Например, запуском каждого цикла можно признать Большой взрыв. Начиная созидание нового мира, сверхличность использует весь наличный материал, сжимая и потом распрямляя его, что логично: стройплощадку вначале всегда расчищают.
Заканчивается любой цикл превращением личности в сверхличность, то есть созданием нового бога.
Ну а что же дальше, в чем смысл этой цикличности? Ведь если смысл исчерпывается внутри каждого цикла, то это простой замкнутый круг, череда повторений. И ради чего портить Вселенную каждый раз Большими взрывами – непонятно.
Лет пять это было моей теорией, и я упирался в циклическую замкнутость мегаэволюции, которая не имела ни смысла, ни назначения. Можно, конечно, и этим удовлетвориться… И все же размышление уже даже человека, а тем более сверхличности, над своим предназначением вряд ли удовлетворится осознанием, что мы просто катаемся на карусели.
Но пару лет назад я смог разомкнуть этот круг, изрядно расширив виток спирали.
Я предположил, что мегаэволюция, каковой ее предложил Тейяр де Шарден, не исчерпывается выходом разума из биологической оболочки и формировании сверхличности. Возможен следующий шаг мегаэволюции – расперсонализация сверхличности в ходе новой, засингулярной сингулярности.
Логика примерно такая. Если уж сверхличность сумела создать саморазвивающуюся копию себя (сумела создать нового человека), то задача копирования личности для нее на этом этапе снята. Вероятно, дальше возможно говорить о новой сингулярности, о Сингулярности-2, в ходе которой со сверхличностью происходит последующая метаморфоза. Какая? Ну, если персональное копирование уже осуществлено, то дальше можно говорить о расперсонализации. Что такое расперсонализация разума? Это отказ от идентичности и превращение в чистый закон, который сам есть чистая воля, но без персональности. В какой-нибудь абсолютный принцип.
Мне кажется, есть два предельно простых и абсолютных принципа, являющихся подходящим вместилищем для расперсонализованнной мегасверхличности после Сингулярности-2. Во-первых, это идея пространства-времени, как принцип существования всего сущего. И второй закон – нравственный закон. Вот два предельных принципа, вполне достойных для воплощения божественной сущности следующего уровня.
Легко также заметить и здесь религиозную метафору в образе Святой Троицы. Расперсонализованная ипостась, чистый закон – это Святой дух. Или Бог-дед, сверхсущность старшего поколения. То есть мы можем помыслить эти категории хотя бы в образах.
Расширение цикла мегаэволюции с включением в нее такого события, как Сингулярность-2, в ходе которого осуществляется Переход сверхличности в новую расперсонализованную сущность чистого закона, открывает новый горизонт толкований.
Однако не снимает вопроса «А зачем все это»?
Возможно, это тоже лишь звено в еще более длинной истории, начало и конец которой мы понять пока (или в принципе) не можем. Возможно, для расширения горизонта размышлений еще и еще, нам придется щелкать нанизанные друг на друга сингулярности, как семечки, придумывая для каждого Перехода новую метаморфозу разумно-волевой субстанции.
 
01.11.2010
 
 
 
 
 
© Kazhdy.ru
Можно отсюда брать все
Только, пожалуйста, делайте живую ссылку