От автора (можно подумать, остальное не от автора)
Когда я приехал домой из поездки по Штатам, естественно, мне пришлось держать ответ перед всякими знакомыми и родственниками - что да как... От бесконечно повторяющихся рассказов в моих впечатлениях об Америке произошла определенная минерализация. Им (впечатлениям... да и родственникам) это пошло только на пользу. Выкристализовались тезисы, кои я таким же образом и подам здесь.
Вообще, с этим композиционным решением - изложение в тезисах с дробно-десятичной нумерацией - меня познакомил один матеиматик, Людвиг Витгенштейн. (Его «Логико-философский трактат», кстати, в нашей университетской библиотеке до сих пор в спецхране хранится.) Тогда мне показалось: Боже! Какое изящество - излагать мысли пронумерованными и тем самым упорядоченными. Я сделал так несколько научных статей.
Потом поймал себя на мысли, что соблазн нумеровать мысли возникает тогда, когда лень (или не удается) создать традиционную повествовательную структуру. Когда лень (или не удается) придумать зачин, переход от пролога к изложению и т.п. Нумерованные абзацы - это своего рода протез при нарративной инвалидности. А выглядит изящно. М-да... Я бы даже сказал, что это такое халявное изящество. Рекомендую :-)
Итак, поехали....
По Неваде и Колораде
1. Первое, что встретил на американской земле - это ползающие жучками под крылом землящегося самолета машинки гольфистов с самими гольфистами. Они там прямо возле ДжиэФКа в гольф играют. Второе - самолет «Аэрофлота», сиротливо задвинутый на задворки ДжиэФКа.
1.1 Но первей первого - впечатление от Гренландии. Я видел Гренландию! Это колоссальное зрелище - ледяные реки, сползающие в Атлантику и разваливающиеся на айсберги. Даже сфотографировал и получилось!
2. Лас-Вегас ночью с высоты самолетного полета очень красивый. Нью-Йорк тоже красивый. Но Лас-Вегас красивше. Больше разноцветье огней и зданий. Какое-то здание зеленого цвета... А эта египетская пирамида, из вершины которой вертикально в небо бьет луч прожектора. Луч стоит, словно кол, в центре мешанины из новогодних гирлянд, лежащих на дне огромного блюдца, образованного куском пустыни меж кольца гор.
3. Удалось инвестировать небольшие средства в развитие Лас-Вегаса. Они, сволочи, аппараты для инвестирования там на каждом углу поставили.
4. Дерево Джошуа в Невадской пустыне - смешное.
4.1. В пустыне все время смотрел под ноги. А ну как гремучая змея! Потом, правда, привык. Змею так и не видел.
5. Мексиканские кактусы в пустыне Махави - смешные.
6. Америка очень похожа на ту, которую показывают в кино.
6.1. Все похоже - автозаправки, баксы, дороги, дома, политическое устройство, отношения между людьми, стеореотипы об американцах и стереотипы американцев....
6.1.1. Только женщины не похожи.
6.2. В конце концов, уже дома, на вопросы про Америку я так и стал отвечать: «Все, как в кино. В кино все правда. Кроме женщин.»
7. Как я и предполагал, американцы склонны рефлектировать некоторые особенности своего общества.
7.1. То есть, я предполагал, что это может делать только интеллектуальная или творческая элита вроде Сороса или Тарантины. Но я ошибся.
7.2. К рефлексии по поводу некоторых американских особенностей способны даже некоторые американские пенсионеры. К примеру, в небольшом городке резонанс вызвал бизнес-ланч для бизнес-вуманов, которым вручали награды и меня показывали (там русских меньше, чем негров. Я был первым (русским, а не негром)). Так вот этот пенсионер на мои ахи-охи по поводу этого забавного мероприятия сказал примерно так: «А хрен его знает, Артем... У нас есть минорити - негры всякие, индейцы, инвалиды, наркоманы... Так вот выходит, что женщины - тоже минорити?» Это был риторический вопрос. Так он оценил дополнительные усилия своего общества по социализации женщин. Впрочем, надо учесть, что это полусредний Юго-Запад.
7.3. Другой случай рефлексии я наблюдал после знакомства с судебной системой. На моих глазах какому-то хлопцу присудили штраф за то, что он швырнул свою собственную собачку об стену в пылу семейной ссоры. Соседи настучали. Припаяли ему ст.84 прим. УК США «Жестокое обращение с животными». Сто баксов штрафа с перспективой тюремного заключения при повторе. Так вот: знакомая пасторша сочла необходимым пояснить эту особенность судебной системы. (То есть сам факт, что стала пояснять, свидетельствует, что она сама понимает: в этом случае есть нечто, непривычное для неамериканца.) «Американца могут осудить за шум во время семейной ссоры, - сказала она. - Это оттого, что американцы в 20-м веке стали очень мобильной нацией, много переезжают и не могут полагаться на законы соседства и патриархального уклада. Если их раздражает соседство, они могут полагаться только на вмешательство закона. Поэтому закон достаточно часто вмешивается в частную жизнь в подобных случаях - скандалы, неприятные сцены надругательств над домашними животными....»
7.3.1. Мне сразу подумалось: а где граница определения «жестокое обращение с животными»? В конце концов, употребление говядины или травля тараканов...
8. В условиях ограничения свободы курения курить хочется сильнее обычного. Некурящие курящим в общем и целом сочувствуют, но непреклонны.
9. Большой Каньон - очень фантастическое зрелище!
9.1. Большой Каньон - самое фантастическое природное зредище, которое я видел.
9.2. На Большом Каньоне я все-таки нашел засмотреться на одну девушку. Наверное, наша. Или, опять же, туристка.
9.3. Желтая речка - удивительное явление природы. Интересно, что несколько сот миль ниже она становится голубой - глина осаживается во время отстоя воды перед многочисленными дамбами.
9.4. А вообще, красная палитра тонов невадских и аризонских пустынь - очень меня впечатлила. Под дождем это цвет мокрого кирпича. На солнце - цвет желтой глины. И еще куча оттенков между свекольно-красным и песочно-желтым. Очень необычная земляная гамма.
9.5. Нельзя не вспомнить об аризонских пейзажах в целом. Сочетание пустыни (иногда полупрерийной) и гор - диковинный ландшафт. Например, родные кавказские горы тесны, закрывают перспективу. Аризонские горы перспективу не закрывают, даль видна порой на десятки километров.
9.5.1. Вспоминается опять моя отмазка рассказчика: «как в кино». Как в кино: съезжая с перевала, видишь трассу на десятки миль вперед до следующей горной гряды, причем трасса абсолютно пустая и АБСОЛЮТНО, НЕВОЗМОЖНО ровно лежит на коже пустыни! Как будто провели по линейке, причем не по деревянной линейке, а по стальной макетной линейке, ровней некуда.
9.6. Описывая даль, нельзя не сказать об аризонских дождях. Благодаря хорошим перспективам, далеко вокруг видно облаки, которые словно лежат на чем-то идеально ровном в километре, примерно, над землей. Отдельные облаки не только лежат, но еще и стоят на косых ногах дождя - настоящего пустынного ливня. Все это, повторяю, видно далеко и сытно освещается солнцем. В округе, если посмотреть вокруг, есть обязательно несколько таких одноногих облак.
9.6.1. В каком-нибудь из этих облак обязательно висит молния.
9.6.1.1.Именно не бьет, а висит-трепыхается. Я такого никогда раньше не видел. Молния выскочит, и висит, ломаясь болезненно, секунд несколько.
9.6.2. Оглянушвись вкруговую, обязательно увидишь в одном из дождей висящую молнию. Сколько кв-часов по пустыне бродит! Фантастическое зрелище!
9.7. А в городе имени озера имени индейцев племени хавасупаи дождей не было. Вокруг все, как положено - бродят одноногие облаки, на ногах их висят молнии, а в Лайкхавасусити - ни кап-кап.
10. Удивительный городок. Во время моего там нахождения он был три дня самой горячей точкой Штатов - 115 фаренгейтов, (45 цельсиев). И сухо.
10.1. Рекомендовали пить подсоленную воду. Потому что полчаса вне влияния кондиционера - обезвоживание, обессоливание и мгновенная смерть.
10.1.1. Городок, надо сказать, считается курортным. На самом деле это летом так жарко, а зимой люди съезжаются из всяких Чикаг, спасаются от сугробов. Гольф, опять же, круглый год. И пыли почему-то нет, хотя пустыня. Необычный климат.
10.2. В гольф я играл с тамошним председателем исполкома. Он все смеялся перед своими друзьями: «Хо-хо, это будет фани дай, сейчас мы будем играть в гольф с этим русским». Издевался, короче.
10.2.1. А еще он спросил, есть ли у меня эквипмент для гольфа. Я сказал, что купил в Лас-Вегасе два сувенирных болс для гольфа. Два болс - вот и весь мой эквипмент. Он почему-то сильно смеялся.
10.2.1 Но надо отдать мне должное, человек я смекалистый. Тщательно подсмотрел особенности постановки ног, клюшек, рук, плеч и мяча. В конце концов, на втором часу игры я прошел одно четырехударное поле за два удара. То есть в лунку-то не загнал - этот прием мне сразу не давался. Но до луночной поляны прошел за два удара.
10.2.2. На луночной поляне трава - словно наш ковролин. Ей-богу! Мелкая - около 2-3 мм - плотная и слегка даже кудрявая. Как они так делают?!...
10.3. За пивом председатель исполкома говорил потом своим дружкам: «Хо-хо, этот русский прошел поле за два удара».
11. Меня очень чарует индейство. Дух индейства. Это очень далекий от меня, загадочный и интересный дух. И потому манящий.
11.1. Я был с краюшка (на обочине федеральной трассы) резервации навахо, беседовал с навашками и навашцами. Легенда об индейцах мне кажется более чудесной, чем индейцы. Хотя они - временами молодцы, стараются легенду поддерживать.
11.2. Знакомые белые критически отзывались об индейцах. (Напоминаю - полусредний Юго-Запад). Они говорили: «А хрен его знает, Артем... Но похоже, что индейцы получают от федерал гавермент свои бабки только за то, что они индейцы»... Мне это тоже кажется не совсем справедливым.
11.2.1. А рассказы о странной и своеобычной жизни в резервациях - и того странней. Не рекомендовали заходить далеко в резервацию без проводника-краснокожего. В резервации свой судья, своя полиция, свои законы, которые как-то очень странно согласуются с федеральными. В общем, Чеченская республика какая-то.
11.2.2. А еще рассказывали, что как раз в Большом Каньоне живет какое-то небольшое племя, которое было обнаружено белыми самым последним чуть ли не в середине этого века. Так вот у этого племени очень такой «милитари спирит». У них свой гитлер-югенд, юноши занимаются бегом, единоборствами (почему-то с нунчаками), патрулируют территорию и отловив белого, дубасят его. В благодарность за порох, железо и алфавит. Такие вот страсти рассказывали мне.
11.3. Игорный бизнес разрешен только в Неваде, Нью-Джерси и... в индейских резервациях (Кысик рассказывала, что еще на пароходах можно держать казино). Некоторые резервации заводят себе казино и богатеют. Мне приходилось слышать от белых беспокойство по поводу того, что индейцы халявно богатеют и уже начинают соблазняться вхождением во власть.
11.3.1. Я был в такой богатой резервации у индейцев махави. Там, конечно, белых больше - белые нужны там, чтобы просаживали деньги в казино.
11.4. Но я был и в другой резервации, бедной. Навахи живут в каких-то вагончиках-кибитках, словно наши цыгане. Все это среди красной степи над каким-то младшим братом Большого Каньона. Картинки, конечно, - дух захватывает.
11.4.1. Вдоль трассы они устраивают базары, где продают свою сувенирную утварь. Мне это очень-очень понравилось.
12.3. Потом я понял - в Америке нет базаров. Бездушные супермаркеты, и милые, но все равно какие-то не такие магазинчики на заправках... А базаров нет. Для, меня, выросшего в ста метрах от Азии, это было чувствительно. Поэтому я отдыхал на индейском базарчике и еще в одном магазинчике дешевого ковбойского антиквариата.
12.3.1 У старого ковбоя в том магазине я выторговал небольшую медную индИйскую вазу (нафиг она мне сдалась?..), мексиканские четки (нафиг они мне сдались?...), звезду шерифа (ну, может, пригодится...) и совершенно изумительную курительную трубку, вырезанную в виде бычьей головы (вот это вещь в хозяйстве нужная. Правда, еще не курил. Все табак подходящий не куплю.)
12.4. А еще индейцы делают на сувениры «веб фор дрим». Такие смешные ловушки для мечт. Мне такую подарили - висит над телевизором. Положено над кроватью, но я не рискнул.
13. В национальном парке Большого Каньона есть музей. Он расположен около раскопок городка древнего племени копи. Другое название племени очень интересное - пуэбло. Впрочем, многие пранароды называли себя просто - «люди», «народ». Им естественно было себя считать людьми. Но дело не в этом.
13.1. У этого музея меня сразила наповал одна надпись. Типа такая: «Здесь вы можете узнать о жизни племени пуэбло 8 столетий назад, о быте народов, населявших Большой Каньон в ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ времена.».
13.1.1. Для американцев это праисторические времена.
13.1.2. И не волнует, что для остального мира это не то что пра-, а вполне позднеисторические времена.
13.2. То есть в той надписи никакого вызова Европе нет. У них вообще нет вызова. Им до фени Европа с ее летосчислением. Вызов, скорее, содержится в моей реакции на их измерение истории :-).
14. Американцы открытые.
14.1. Иногда это неприятно. В некоторых случаях мы, не желая делать что-то, юлим, византийствуем своей азиатской хитростью. Они говорят прямо. Отчего кажется, что это неловко.
14.1.1. Нифига. Им все ловко.
14.2. В голове у американцев все упорядочено.
14.2.1. Достоинство такой упорядоченности: повышенная стереотипизация экономит силы человека. От этого же у них нет «проклятых вопросов». СОВСЕМ НЕТ!
14.2.2. Недостаток такой упорядоченности: повышенная стереотипизация порой оставляет впечатление ограниченности и самодостаточности, что для нас, падких на ревность византийцев, выглядит как самодовольство.
15. Наконец, я понял главную разницу между нами и ими.
15.1. Американцы искренне приветливы при встрече. Русские при встрече холодны и даже насторожены. Американцы равнодушны при прощании. Русские при прощании душевны.
15.2. Бывают исключения.
15.3. От такого положения вещей первое впечатление от американцев - как они навязчиво душевны! Последнее впечатление: аааааа, так они притворялись, лицемеры!
15.3.1. Конечно, с их точки зрения ни первое, ни второе мое впечатление не являются корректными.
15.4. С их точки зрения, наверное, русские должны быть злобными и подозрительными. На первый взгляд. А на второй - лезущими в душу или распахивающими свою. Непонятно зачем.
15.5. Это, кстати, одно из существенных ментальных различий между более и менее постиндустриализованными популяциями. Например, между обитателями Северного Кавказа и Москвы. Более дикие народы помнят физическую борьбу за пространство, для них принципы брачной конкуренции реализуются в примитивных поведенческих моделях. Отсюда настороженность при встрече (надо остерегаться чужаков) и душевность при более близком знакомстве (за своих надо держаться).
15.5.1. Видимо, урбанизация, увеличение количества условностей меняют ментальные установки. Вместо первичной настороженности и последующей душевности приходят первичная приветливость и последующая... «ровность отношения».
15.6. Но это умильно-восторженное «Хаааааай!!» меня просто убивало в первые дни.
15.7. Но будет врать - за исключением повального умиления на больших тусовках, где к тебе походят десятки людей со своим «Хаааааай! Хауаююююю!», - это все-таки приятно. А к приятному быстро привыкаешь.
15.7. Вернувшись, я еще несколько дней извинялся перед угрюмыми соотечественниками в общественном транспорте.
15.7.1. Но сейчас все вошло в норму.
16. С приветом,
16.1. Артем Каждый.
1999 год
А вот некоторые фотографии, который прежде были опубликованы в другом потайном Месте и только поэтому обретены автором, так как уже были утрачены.