Самая нудная персональная страница в Интернете
Долой оформление. Только сок мозга

Андрей Мирошниченко

Блог Андрея Мирошниченко на SLON.RU

Добрая редакция портала "Слон" выделила автору много пикселей для авторских колонок.

Было в газете, стало в интернете


 
Очередной удар нанесен по прессе. Совет Федерации одобрил закон, расширяющий перечень источников для официального опубликования правовых актов, после которого они вступают в силу. Таким официальным опубликованием считается теперь первое размещение полного текста на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
До сих пор официальным публикатором законов были «Парламентская газета» и «Российская газета». Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что практически все органы власти и многие крупные компании выписывают «Российскую газету». Не то чтобы своевременное отслеживание первого опубликования законов так уж важно для начальников и юристов, но статус официального публикатора, безусловно, существенно повышал «потребительскую ценность» издания. Возможно, являлся даже критической добавкой к этой «ценности». В 2007 РГ была даже лидером среди газет по количеству подписчиков.
Аналогичные издания-публикаторы существуют во всех регионах на всех уровнях власти. Их выписывают, чтобы следить за появлением и вступлением в силу местных правовых актов. Решение о «расширении перечня источников» в перспективе подрывает «подписной интерес» и к этим изданиям. Старт дан: измена прошелестит по всей вертикали власти. Спустя время чиновники и компании привыкнут к официальному опубликованию документов в интернете. Тогда зачем подписываться на газеты, бывшие до того эксклюзивными публикаторами?
Помимо подписки такие издания получают и вторую (или даже главную) выгоду – дотации из бюджета. Что ж, спустя пару лет Минфин поднимет этот вопрос: а зачем платить газетам за официальные публикации, если вся обязательная информация доступна в интернете?
Эта история в чистом виде символизирует несчастье, происходящее с прессой и СМИ: были монополистами в сфере общественной информации – больше не монополисты. Обладали монополией на канал рекламного обращения к публике – больше не обладают. И вот еще одна маленькая ложка в бочку дегтя: были монополистами в официальном опубликовании нормативных актов – больше не монополисты.
Теперь не только рынок, но и государство изменяет прессе, женившись еще и на интернете. Но это лишь начало. Логично ожидать, что вскоре пресса лишится эксклюзива и на другие обязательные публикации. А там есть что терять. Например, законодательство предписывает публиковать в СМИ обязательные сведения о банкротствах. Арбитражные управляющие платят за размещение таких объявлений в тех изданиях, которые выбирает правительство. СМИ даже борются между собой за этот пирожок. Так, в 2007 году за право публиковать объявления о банкротстве состязались «Коммерсантъ» и «Российская газета». Дело было шумным: РГ проиграла и пыталась оспорить итоги конкурса. Вероятно, это была ее первая потеря на ниве официального публикаторства. «Маркер» подсчитал, что бизнес, связанный с объявлениями о банкротстве, может приносить «Коммерсанту» около $10 млн долларов в год.
Забавная деталь: постановление правительства о назначении газеты «Коммерсантъ» публикатором объявлений опубликовано, как и положено, в РГ.
В общем, статус эксклюзивного официального публикатора обеспечивал некоторым газетам гарантированный источник подписки, другим – гарантированный источник «рекламных» поступлений (слово «рекламных» тут надо писать в кавычках). Принятое вчера решение о включении интернет-ресурса в перечень официальных публикаторов – само по себе не такое уж критическое. Но оно дает старт новой тенденции. Сначала интернет избавит старые СМИ от эксклюзива на официальные публикации. Ну а когда сам станет приоритетным публикатором официоза – избавит от этого бизнеса целиком.
Стоит, однако, заметить, что остальной рынок СМИ этому событию, скорее, порадуется. «Рыночные» издания нередко упрекали официальных публикаторов, дотируемых из бюджета (в том числе за счет налогов самих СМИ), в недобросовестной конкуренции. Но радость носит локальный характер, потому что тренд в целом отражает снижение роли печатных СМИ.
Перемещение информационной активности государства в интернет с отказом от бумаги – это совершенно очевидное будущее. Новость в том, что оно уже начинается. И если игры с электронным правительством никому из старого мира особо не мешали, то вчерашнее решение не просто дополняет реальность, а изменяет ее, грозя развалом старому устройству, пока в его отдельных частях.
 
 
 
 
 
 
© Kazhdy.ru
Можно отсюда брать все
Только, пожалуйста, делайте живую ссылку