Самая нудная персональная страница в Интернете
Долой оформление. Только сок мозга

Андрей Мирошниченко

Андрей Мирошниченко. «ВЫБОРЫ: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ПОБЕДЫ«

Предвыборная кампания в российском регионе. Книга издана в 2003 году.
Москва, Издательство "Центр", 2003 год, 300 стр.

Глава 4. День выборов


 
Подготовка ко дню голосования
Инструктажи и учебы
Многие действия, которые необходимо осуществить в день голосования, надо подготовить заблаговременно. Прежде всего речь идет о представительстве кандидата в избирательных участковых, территориальных и окружных комиссиях.
Законодательные нюансы могут меняться в зависимости от региона и масштаба выборов, но непреложным остается следующее правило: кандидат имеет право делегировать во все избирательные комиссии своего округа членов комиссии и наблюдателей. Своих членов комиссий (в некоторых случаях с правом решающего голоса), могут делегировать и общественные организации. В общем, в зависимости от уровня выборов и принадлежности кандидата к той или иной общественной организации интересы этого кандидата на каждом участке могут быть представлены пятью активистами, имеющими право работать на избирательном участке с начала голосования до окончания подсчета голосов. Естественно, крайне важно максимально воспользоваться этой возможностью, чтобы предупредить фальсификации и нарушения выборного законодательства соперниками или организаторами выборов.
Вообще, ключевой фигурой на этом этапе в штабе становится юрист. Необходимо тщательно изучить местное законодательство, регламентирующее организацию и проведение предстоящих выборов. Особое внимание надо отметить на следующие законодательные нюансы:
- права кандидата или общественного объединения на выдвижение в состав избирательных комиссии членов с решающим или совещательным правом голоса, а также наблюдателей;
- права и обязанности членов комиссий и наблюдателей;
- процедурные алгоритмы организации досрочного голосования, голосования на участках, голосования с помощью выносных урн;
- процедурные особенности подсчета голосов и подведения результатов выборов;
- формы, сроки и адреса обжалования тех или иных спорных и незаконных действий в вышестоящих, надзорных или правоохранительных органах;
- виды ответственности за нарушения гражданами и должностными лицами выборного законодательства.
Стоит отметить, что эти нюансы могут иметь различное содержание в выборном законодательстве разных регионов в зависимости от масштаба выборов. Поэтому обязательно надо руководствоваться именно тем законодательным актом, который регламентирует проведение именно этих выборов.
Заблаговременно необходимо провести учебу и инструктажи своих членов комиссий и наблюдателей. Для этого необходимо привлечь опытного юриста, хорошо знакомого с выборным законодательством, и опытного орговика, желательно имеющего навыки организации работы в день выборов.
Многие штабы и общественные объединения поступают еще более мудро - они издают специальные методические материалы для своих активистов и даже так называемые «рабочие блокноты» наблюдателя или члена комиссии. «Рабочий блокнот» хорош тем, что в нем содержатся не только методические советы и инструкции, но и своего рода дневник-вопросник, этакий «бизнес-оганайзер», который надо заполнять по ходу осуществления своей деятельности в день выборов. Такой блокнот не только является пошаговой подсказкой-напоминанием, что и когда надо сделать, но и личным протоколом члена-комиссии или наблюдателя, по которому можно восстановить ход событий или правильность исполнения на участке тех или иных процедурных действий. В этом блокноте содержатся образцы жалоб, актов о нарушении законодательства, а также выдержки из соответствующих статей законов, чтобы наблюдатель или член комиссии (зачастую не имеющий юридического образования) мог действовать на участке автономно и квалифицировано с юридической точки зрения. Подобные «рабочие блокноты» издаются почти всеми парламентскими партиями, а также общественными организациями, наблюдающими за честным ходом выборов. Стоит связаться с такими организациями, попросить у них образцы этих блокнотов и составить свой вариант.
Подготовка мер «быстрого реагирования».
Другой важный момент в подготовке ко дню выборов - ознакомление с возможностями «быстрого реагирования» в случае фальсификаций или нарушения законодательства. Выборы в подавляющем большинстве случаев проходят в воскресенье, но не надо думать, что спорные ситуации можно отложить до понедельника, когда «заработают суды и прокуратуры». Все факты нарушений надо тщательно фиксировать, составлять акты и жалобы и тут же подавать их в вышестоящие избиркомы, обращаться в суды и прокуратуру. Как правило, надзорные и правоохранительные органы работают в день выборов в особом режиме. Надо узнать порядок их работы, адреса, телефоны, разъяснить ответственным штабистам порядок обращения в эти органы в случае необходимости. Важно помнить, что чем быстрее будут вскрыты нарушения выборного процесса, фальсификации, тем больше шансов их пресечь. Необходимо сделать это до подведения результатов выборов, так как жалобы и судебные разбирательства, проходящие уже после подведения итогов, чаще всего никакого результата не приносят. Каждый наблюдатель и ответственный сотрудник штаба должен иметь «тревожный чемоданчик» - набор бланков для составления жалоб и актов, а также инструкцию, как составлять эти документы, куда и в каких случаях с ними обращаться.
Всем участникам выборного процесса надо зазубрить одну простую истину: любой факт нарушения только тогда может стать аргументом «потерпевшего», когда этот факт должным образом зафиксирован и, самое главное, своевременно доведен до соответствующего контролирующего органа власти. В противном случае нарушения - вовсе не нарушения, а лишь повод для стенаний. Честность выборов зависит не столько от тех, кто пытается нарушить законодательство, сколько от тех, кто может быстро и квалифицировано пресечь или хотя бы зафиксировать эти нарушения и дать им ход по инстанциям.
И еще одна обязанность штаба до дня голосования - наблюдение за досрочным голосованием. Здесь также надо изучить особенности местного законодательства, проконсультироваться с опытными людьми, которые подскажут, какие именно могут применяться способы фальсификации или нарушения при досрочном голосовании. К примеру, если у помещения избирательной комиссии с завидной регулярностью появляется автобус со старушками с дальних окраин, то стоит поинтересоваться, не организован ли этот автобус ушлым соперником. Необходимо также обратить внимание на показатели досрочного голосования при подсчете голосов. Если они необычно высоки по сравнению со среднестатистическими по другим округам, то велика вероятность, что имело место чье-то злоумышленное вмешательство. Но в этом случае как-то влиять на результат уже зачастую поздно, поэтому лучше дотошно интересоваться деталями досрочного голосования тогда, когда оно происходит.
День выборов на самом деле будет длиться сутки или более того. Вряд ли надо объяснять, что это самый важный день в избирательной кампании. Руководитель штаба и кандидат должны наметить график или режим работы штаба и всех своих активистов в этот день, позаботиться о материальном обеспечении их деятельности - о средствах передвижения и связи, канцелярских принадлежностях, юридических документах и, что немаловажно, - еде и воде, особенно для тех, кто будет работать на избирательных участках. Ведь им там сидеть почти сутки. Может так статься, что они решат отойти на десять минут, чтобы купить себе пирожок или минералку, и в этот момент произойдут вмешательства, способные поставить крест на всей проделанной до этого работе.
Кроме того, в самом штабе должны быть созданы «группы быстрого реагирования».
В этот день особенно необходимы люди, исполняющие следующие функции:
-       юристы;
-       водители с автомобилем;
-       орговики-коммуникаторы с пробивными талантами, способные эффективно решать вопросы в любой ситуации - как с представителями соперников, возможными нарушителями, так и в правоохранительных органах или властных инстанциях;
-       статусные представители общественности (например, местные депутаты-союзники, иные другие важные лица, знающие накоротке местное начальство, которые могли бы повлиять в кризисной ситуации, просто назвав свой статус). Эти помощники кандидата (впрочем, как и другие штабные функционеры) могут иметь официальный статус доверенного лица кандидата и, соответственно, особые права для участия в выборном процессе, для общения с избирательными комиссиями всех уровней.
В штабе постоянно должны находиться такие функционеры, готовые к моментальному осуществлению своих функций в случае поступления тревожных сигналов с участков.
 В целом же подготовка ко дню голосования заключается в следующих мероприятиях:
1.                 Тщательное штудирование законодательства.
2.                 Учеба и инструктаж членов комиссий, наблюдателей, групп «быстрого реагирования».
3.                 Подготовка инструктивных материалов, бланков протоколов, жалоб и актов о нарушениях, а также выдержек из законодательства, которые будут розданы членам комиссий и наблюдателям для автономной работы на участках.
4.                 Подготовка материальной базы - средств передвижения и связи, канцелярских принадлежностей, продуктов питания.
5.                 Разработка режима работы штаба и активистов на участках.
Работа на участке
Работа членов избирательных комиссий и наблюдателей
Члены избирательных комиссий (с совещательным или решающим правом голоса - в зависимости от уровня выборов) назначаются задолго до выборов (законом установлен срок для каждого вида комиссий) во все комиссии (участковые, территориальные, окружные). Права и обязанности членов комиссии четко прописаны в законе. Необходимо довести до них эту информацию. Кроме исполнения функций, предписанных законом, члены комиссий, конечно, должны так или иначе отстаивать интересы назначившего их кандидата (разумеется, не выходя за рамки закона). Члены комиссий являются участниками выборного процесса, поэтому определенный инструктаж они получают со стороны избиркома. Кроме того, кандидату тоже стоит обратить внимание на юридическую и практическую подготовку своих членов комиссий.
Что касается наблюдателей, то они в работе комиссий участия не принимают, но имеют право находится на участке для голосования или в помещении вышестоящей комиссии в день выборов вплоть до оглашения результатов подсчета голосов. Их задача - наблюдать за правильностью исполнения всех выборных процедур, фиксировать и стараться пресекать случаи нарушений. Наблюдателей удобно назначать из числа агитаторов, работавших на этом участке. Они знают адреса (смогут обнаружить подвохи в списке избирателей), знают жителей района, специфику участка, смогут проконтролировать хождение по домам с выносной урной.
Наблюдатели прибывают на участки голосования за полчаса до начала голосования. Их статус наблюдателя подтверждается удостоверением, выписанным кандидатом и документом, удостоверяющим личность. Разумно наблюдателем познакомиться с председателем комиссии заблаговременно, чтобы утром в день голосования не возникли недоразумения в случае, например, придирок к правильности оформления удостоверений наблюдателей и т.п. Никто не вправе отказать наблюдателю в исполнении его функций, кроме самого кандидата, но трения могут возникнуть как раз по различным формальных причинам. Так что если наблюдатель представится в комиссии заранее, это позволит уберечься от возможных придирок в день голосования, когда уже надо не статус свой доказывать, а следить за процессом волеизъявления.
Наблюдатель вправе:
-                 находиться на участке для голосования или в помещении территориальной, окружной избирательной комиссии (той комиссии, куда его делегировал кандидат);
-                 следить за всеми действиями, относящимися к процессу голосования и подсчета голосов;
-   в любое время получать возможность для визуального ознакомления со списком избирателей (в частности, чтобы убедиться, что там нет «мертвых душ», либо граждан, проживающих по несуществующим адресам, что там не внесено незаконных изменений);
-                 обращаться к председателю комиссии с указанием на те или иные нарушения;
-                 фиксировать факты нарушений, привлекать для этого свидетелей, составлять жалобы, вызывать подмогу из своего штаба;
Законом оговорено, что наблюдатель должен осуществлять все эти и другие действия так, чтобы не препятствовать нормальной работе комиссии. Тут, однако, могут возникать различные конфликты. К примеру, закон предписывает, что наблюдатель не имеет права прикасаться к бюллетеням при подсчете, но имеет право находиться на таком расстоянии, чтобы видеть содержание бюллетеня. На практике часто случается так, что председатели комиссий при подсчете голосов выстраивают наблюдателей у дальней стены - чтобы те «не препятствовали работе комиссии». В этом случае наблюдатель должен настаивать на своем праве - расстояние должно быть таким, чтобы можно было видеть пометки в бюллетенях. Обычно это расстояние оговаривается заранее.
Похожая проблема - использование телефона. Конечно, если возможности позволяют, хорошо бы оснастить каждого наблюдателя мобильным телефоном, но в нашей стране это пока нереально и даже может вызвать раздражение избирателей, если они увидят, что наблюдатели кандидата Петрова «сильно крутые» - с мобильниками. Поэтому, конечно, надо заранее оговорить с председателем комиссии свое право на использование телефона, если он есть на участке. Председатель может отказать, мотивируя это тем, что телефон нужен для связи членам комиссии и, соответственно, если наблюдатель будет занимать телефон, то это будет «препятствовать нормальной деятельности комиссии». Вопрос этот законом не оговорен, остается место для трактовок, так что надо настаивать на своих правах, обращаться в вышестоящие комиссии и к своим юристам, искать компромиссные варианты. В конце концов, у наблюдателя должен быть запас монет, чтобы звонить из ближайшего автомата, или договоренность с живущим поблизости каким-нибудь «телефонизированным» сторонником кандидата. Иногда вопрос оперативной связи наблюдателя со штабом в день выборов может стать ключевым для успеха или провала всей выборной кампании кандидата.
Федеральное законодательство строго-настрого запрещает любую агитацию в день выборов, тем более на участке, тем более участниками избирательного процесса. Однако, сверившись с местным законодательством и не найдя там запретительных норм, а также настояв на положительном согласовании этого вопроса с избиркомом, можно прицепить наблюдателям и членам комиссии аккуратненькие бэйджики, на которых будут указаны фамилия-имя-отчество наблюдателя или члена комиссии, его статус на избирательном участке, а также фамилия кандидата или движения, которое он представляет. Например: «Иванова Марина Сидоровна, наблюдатель от кандидата Николаева Петра Федоровича на участке N 15 Кировского района». Здесь скрывается и дополнительный хитрый смысл. Если люди с этими бэйджиками будут оставлять благоприятное впечатление, выгодно отличаться от представителей иных кандидатов своими манерами и внешним видом, то избиратели могут проникнуться симпатией к команде этого кандидата. Но, опять-таки, следует предварительно выяснить возможность применения этого приема (с точки зрения местного законодательства и с точки зрения комиссии, у которой могут быть свои трактовки), чтобы не сделать скандала.
Обязанности наблюдателя на участке
Алгоритм действий и обязанности наблюдателя на участке примерно следующие:
1.                 Прибыть на участок за полчаса до его открытия, представиться председателю комиссии, оговорить место, где наблюдатель будет находиться. Необходимо взять с собой удостоверение наблюдателя, выданное кандидатом, и паспорт. А также «тревожный набор», о котором говорилось выше, и прочие подручные средства (калькулятор, запас бутербродов и т.п.), желательно - индивидуальные средства связи.
2.                 Проследить, что урны для голосования пусты, перед тем, как их опломбируют. Надо также убедиться, что участок оборудован кабинками для тайного голосования и что ни на участке, ни в кабинках нет агитационных материалов (на участке могут быть только информационные материалы о кандидатах).
3.                 Следить, чтобы каждый избиратель голосовал лично и фиксировать случаи, когда члены комиссии выдают лишние бюллетени для голосования за «родственников» или «соседей».
4.                 Следить, чтобы на участке не было лиц, оказывающих влияние на избирателей, фиксировать подобные нарушения.
5.                 Особо тщательно следить за голосованием на дому - с выносными урнами. Наблюдатель имеет право сопровождать членов комиссий, идущих по заявкам избирателей на дом с выносными урнами. Опыт показывает, что именно при голосовании на дому допускается самое большое число нарушений и фальсификаций. Чтобы описать их и меры противодействия, потребовалась бы отдельная книга. Такие брошюры, кстати, изданы некоторыми парламентскими партиями и организациями, занимающимися обеспечением чистоты выборов. Полезно запастись такой литературой и поднатаскать наблюдателей на возможные случаи нарушений.
6.                 Следить, чтобы граждане не опускали в урны пачки бюллетеней.
7.                 Следить за тем, как заполняется документация - протоколы, списки избирателей, как вносятся изменения и исправления. Есть четко описанные случаи, когда допускается или не допускается использование карандаша или ручки, кто имеет право вносить те или иные изменения, кто обязан заверять эти изменения - наблюдатель должны действовать в соответствии с заранее полученными инструкциями или по подсказкам «рабочего блокнота наблюдателя».
8.                 Следить за выносом бюллетеней из участка. Существует такой прием («петля Нестерова», или «гусеница»), когда злоумышленники у входа на участок предлагают гражданам за плату вынести свой бюллетень чистым, заполняют его «как надо», вручают следующему, чтобы тот бросил заполненный, а вынес чистый и т.д. В принципе, гражданин вправе использовать свой бюллетень как угодно, хоть самолетиков из него навертеть. Но стоит понаблюдать - не складывается ли вынос чистых бюллетеней в подозрительную систему, за которой просматривается та самая «гусеница».
9.                 Следить за действиями других наблюдателей и членов комиссии. Часто случается так, что граждане, особенно пожилые или просто словоохотливые, начинают советоваться с членами комиссии или наблюдателями и те помогают им сделать выбор. Это прямое нарушение законодательства, о чем надо прямо сообщать нарушителям, председателю комиссии и составлять акт. Гражданин обязан делать свой выбор самостоятельно. В случае, если гражданин по причине плохого здоровья не может заполнить бюллетень самостоятельно, это может сделать родственник или другой гражданин под его диктовку, но не член комиссии или наблюдатель. Кроме того, другие наблюдатели, осуществляя наблюдение, могут чересчур ретиво относиться к своим обязанностям, мешать ходу голосования или работе комиссии, настаивая на своих каких-то чрезмерных правах по наблюдению и контролю. Подобные случаи надо фиксировать в актах. Опыт показывает, что такие акты с охотой подписывают и сами члены комиссии, что, конечно, повышает ценность этого документа. Известны случаи, когда ретивое, и даже неадекватное поведение наблюдателей, грамотно зафиксированное, послужило в последствии аргументом в суде и помогло оспорить результаты голосования на конкретном участке.
10.                   Наблюдатели должны следить, чтобы тайна голосования неукоснительно соблюдалась. Заполнение бюллетеня должно осуществляться в закрытой кабинке для голосования. Предложения «голосовать» на подоконнике - незаконны. Часто, особенно в сельской местности, встречается такая незаконная практика. Перед урной молча стоит какой-нибудь местный начальник, мимо него проходят его подчиненные, пронося бюллетень перед его лицом так, чтобы он видел отметку, поставленную напротив «нужной» фамилии. Все делается молча, без агитации - начальник дал соответствующую команду заранее. Несмотря на то, что видимого давления непосредственно на участке не осуществляется, это тоже грубейшее нарушение закона - нарушается тайна голосования. Необходимо указать на это самому «цензору-начальнику», председателю комиссии, составить акт. «Начальник-цензор» может заявить, что, дескать, никому не мешает и находиться здесь - его святое право гражданина. Ситуация может осложниться тем, что он может быть одновременно начальником и над наблюдателем, и даже над председателем комиссии. В таких случаях полезно громко процитировать нормы закона, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения выборного законодательства, либо вызвать подкрепление из штаба. Хорошо в этом случае помогает присутствие журналистов.
Наблюдателей полезно заранее проинструктировать насчет коммуникативных и психологических приемов работы на участке. Здесь есть несколько очень полезных советов:
1.            Здравый смысл, деликатность, но и твердость повысят эффективность работы наблюдателя. Очень выгодно сразу познакомиться со всеми членами комиссии и другими наблюдателями и невзначай рассказать, какой хороший инструктаж и юридическую подготовку наблюдатель получил в своем штабе. Если при этом разбавить свою речь парочкой цитат из текста закона, это произведет на потенциальных нарушителей должное впечатление.
2. И вообще, потенциальные нарушители - тоже люди. Они боятся. Надо помогать им бояться. Например, цитировать статьи законов с указанием меры ответственности за те или иные деяния. Тут пригодится «рабочий блокнот наблюдателя», в котором должен быть перечень основных нарушений и цитаты из законов со ссылками на статьи. Опыт показывает, что уверенное жонглирование цитатами, напоминание об уголовной ответственности за нарушение выборного законодательства производит на потенциальных нарушителей неизгладимое впечатление. Ведь всегда лучше пресечь нарушение на корню, чем сутяжничать потом в судах, когда выборы уже проиграны. Есть и другие способы психологического давления на потенциальных нарушителей. Можно демонстрировать готовность составить акт или жалобу по любому случаю, демонстративно связываться со штабом по телефону и докладывать о малейших отклонениях (показывать, что за наблюдателем стоит мощная и мобильная организация) и т.п. В общем, создавать такую атмосферу, чтобы потенциальные нарушители окончательно перетрусили и, боясь разоблачения таким «квалифицированным специалистом», отказались от своих порочных замыслов.
3.                 Пара глаз хорошо, а любое количество больше - лучше. В некоторых случаях можно объединить усилия с наблюдателями соперника. Особенно, если известно, что один из кандидатов нечист на руку и ожидаются фальсификации или нарушения в его пользу. Тогда наблюдатели остальных кандидатов могут составить «фракцию честных наблюдателей». Если есть, против кого дружить, - это тоже мощный консолидирующий фактор. А жалобы и акты, составленные и подписанные наблюдателями от нескольких кандидатов, при дальнейших разбирательствах могут оказаться более весомыми, чем жалобы только одной стороны.
И, наконец, главное оружие наблюдателя – составленный и заверенный акт или любая другая форма фиксации нарушения. Пусть наблюдатель гениально раскрыл самый зловещий заговор фальсификаторов и раструбил об этом всем знакомым, но если он не сумел грамотно зафиксировать свое разоблачение, то такой наблюдатель - пустое место.
Реакция на нарушения на участках
В «рабочем блокноте агитатора» должны содержаться образцы актов и жалоб, составленные юристами специально для дня выборов. Кроме того, желательно снабдить наблюдателя готовыми бланками заявлений, актов и жалоб, чтобы ему оставалось лишь заполнить нужные графы.
Необходимо объяснить наблюдателю, что заявление - это запрос в инстанцию (в свою избирательную комиссию, в вышестоящую комиссию, в правоохранительные органы), в котором сообщается о нарушении и выдвигается предложение или требование устранить нарушение, либо уменьшить влияние последствий нарушения, либо наказать виновных, либо предпринять иные меры в пределах компетенции этой инстанции. Но заявление малоэффективно без акта о нарушении законодательства. Акт - это своего рода стенограмма нарушения - подробное описание места, времени, обстоятельств нарушения, задействованных в нем лиц, сути нарушения, зловредных последствий, а также указание свидетелей или свидетельств. Жалоба сочетает в себе признаки и заявления, и акта. То есть она одновременно и апеллирует с определенными требованиями к компетентным инстанциям, и описывает нарушение, указывает на его обстоятельства и вредные последствия.
Для наблюдателя важнее всего составить акт, то есть зафиксировать нарушение. Выглядеть это может так. Обнаружив или заподозрив какое-либо нарушение, наблюдатель мгновенно должен сделать об этом устное заявление председателю комиссии. Сразу после этого надо написать короткое заявление о нарушении и подать его официально секретарю комиссии. Официально - это значит, что секретарь комиссии обязан зарегистрировать заявление: поставить на нем дату, время и номер. Теперь уже комиссия не сможет игнорировать заявление. И впоследствии, в случае судебных или иных разбирательств, председатель комиссии не сможет сказать: «А мы не знали. Почему же вы нам не сказали?». Если заявление зарегистрировано секретарем комиссии, известен номер и время регистрации, то комиссия, отвечающая за законность проведения выборов, уже не сможет прикрыться неведением. Одновременно с этим необходимо предупредить самого нарушителя об ответственности, вызвать «группу оперативного реагирования из штаба» и тут же начать составлять акт о нарушении законодательства. В акте указывается место и время составления акта, имя и статус составителя, место, время и иные обстоятельства нарушения.
Очень важно заручиться поддержкой свидетелей и указать их паспортные и адресные данные, попросить их подписать акт в качестве свидетелей. Надо настаивать и на том, чтобы акт о нарушении подписали и члены комиссии или председатель. Ведь они должностные лица, уполномоченные законом контролировать правильность выборного процесса. Их подпись очень важна. Что интересно, заполучить их подпись можно попытаться даже в том случае, если участниками нарушения являются они сами - просто психологически надавив на них. Разумеется, акт с подписями не только свидетелей, но и членов комиссии будет очень весомым аргументом в суде или при последующих разбирательствах в вышестоящих избирательных комиссиях.
Какие нарушения стоит протоколировать, составлять акты? Абсолютно любые. Есть ли в этих нарушениях чей-то злой умысел, или просто обнаружились недостатки в работе комиссии, либо даже по объективным причинам нарушился нормальный ход выборного процесса (например, развалилась кабинка для голосования и невозможно по закону обеспечить тайное голосование) - все эти факты, даже самые мелочные, надо фиксировать. Смысл такой придирчивости может проявиться в будущем. Если, к примеру, обнаружится незначительная разница в результатах кандидатов, то можно будет попытаться оспорить результат выборов в суде. И тогда чем больше будет массив подтвержденных фактов мелких и крупных умышленных и неумышленных нарушений, то тем легче будет убедить суд, что именно эти нарушения в их совокупности повлияли на результат, исказили его. Поэтому, конечно, не всякому зафиксированному факту нарушения может быть дан впоследствии ход, но фиксировать надо абсолютно все нарушения - это может пригодиться.
Единственное ограничение для фиксации мелких нарушений может быть связано с риском нарушить нормальные психологические отношения с избирательной комиссией. Если комиссия благожелательно относится к наблюдателю, максимально расширительно трактует закон и позволяет занимать самые удобные места для наблюдения, предлагает выгодный график для выходов с переносной урной, то мелочные придирки могут разрушить эту идиллию. Однако же и ответное благодушие наблюдателя не должно быть чрезмерным. Кто знает, может быть, благосклонность комиссии - это отвлекающий, усыпляющий бдительность маневр.
Для наблюдателя крайне важно не зацикливаться на самостоятельном восстановлении попранной справедливости. Его задача - обнаружить и зафиксировать нарушение, указать на него должностным лицам и вызвать подкрепление из штаба. Дальнейший ход фактам нарушений дает штабная «опергруппа». Если наблюдатель сам начнет пробивать жалобы и заявления в вышестоящие комиссии или правоохранительные органы, то он может упустить контроль над ситуацией на участке. Поедет, например, в окружную комиссию с жалобой на то, что возле участка пенсионерка Ануфриева назвала Петрова самым лучшим кандидатом, а в это время на самом участке какой-нибудь злоумышленник опустит в урну целую пачку бюллетеней с «птичкой» напротив фамилии этого самого Петрова.
Работу с инстанциями по фактам нарушений должны вести специально подготовленные люди из штаба - юристы, статусные общественные или политические деятели, специалисты по связям с правоохранительными органами, просто пробивные орговики. Именно они, а в необходимых случаях - сам кандидат, решают, как и в какой форме разбираться по факту нарушения. Это может быть заявление или жалоба в окружную комиссию (рекомендуется окружную комиссию в обязательном порядке оперативно ставить в известность о том, что на таких-то участках вскрыты нарушения; более того, надо обязательно регистрировать с указанием времени заявления о нарушениях, поданные в окружную комиссию), в прокуратуру, в иные правоохранительные органы.
Во многих случаях эффективным может быть обращение в средства массовой информации, особенно электронные, поскольку они выпускают новости в эфир по несколько раз в день. Если уж вскрыты совсем вопиющие факты, то это может быть желанная для журналистов сенсация и они раструбят об этом. Известны случаи, когда местные радиостанции прерывали свои программы, чтобы рассказать о безобразиях на каком-нибудь избирательном участке. Событие получало общественный резонанс и потом было легче восстановить справедливость. Если чиновники (а чаще всего именно должностные лица становятся источником выборных нарушений) замышляют злодейские деяния, то для них принципиально важно провернуть все шито-крыто. Спустя время уже ничего не докажешь, а заявления о нарушениях будут восприниматься как стенания проигравшего. Если же, благодаря средствам массовой информации, сразу удастся высветить теневые деяния ответственных лиц, прилюдно схватить их за руку, то, вполне возможно, что даже вышестоящие начальники и «заказчики» нарушений открестятся от попавшихся неудачников, накажут их. И справедливость восторжествует.
 Для такого взаимодействия с журналистами, разумеется, надо иметь настолько налаженные с ними отношения, чтобы была возможность разыскать нужного редактора в выходной день и чтобы он ответственно и благосклонно отнесся к просьбе предать огласке факты нарушений.
Вообще, человек с диктофоном и телекамерой - отличное оружие политической дискуссии. Присутствие журналиста, особенно телевизионщика с камерой, мгновенно сбивает спесь с самых разнузданных функционеров. Можно так же вести запись с помощью технических средств (видеокамеры, диктофона) самостоятельно. Например, по вызову наблюдателя из штаба на участок прибывает «опергруппа» и свою дискуссию с комиссией или с нарушителями записывает на диктофон или видеокамеру. (На камеру также полезно запечатлеть какие-либо материальные свидетельства или последствия нарушений.) Если ответственные лица комиссии будут избегать беседы, то и это полезно записать - ведь они обязаны по закону давать разъяснения и принимать как устные, так и письменные заявления уполномоченных представителей кандидата. И если трусливо убегают от видеокамеры, то, по сути, отказываются выполнять свои прописанные в законе обязанности. Значит, рыльце в пушку. В дальнейшем демонстрация такой записи может произвести нужное впечатление на суд.
Конечно, по российскому законодательству, запись, осуществленная техническими средствами, в суде может быть и не признана свидетельством, имеющим доказательную силу. Ничего страшного. В этих случаях поступают так: предлагают суду просмотр или прослушивание записей, а потом приглашают свидетелей, которые подтверждают, что именно то, что записано на пленке, они видели или слышали в момент ведения записи. Это уже свидетельские показания, игнорировать которые невозможно. Разумеется, надо запастись такими свидетелями.
Опасности, подстерегающие наблюдателя
Важный совет наблюдателям, касающийся времени голосования. Обычно энтузиазм активистов приходится на утро и середину дня выборов. Потом приходит усталость, внимание притупляется. Часам к семи вечера, когда избиратели уже почти не приходят на участок, кажется, что дело сделано и некоторые наблюдатели, особенно новички в этом деле, совсем расслабляются. Это грубейшая ошибка. Опытные участники выборного процесса знают, что как раз в это время чаще всего происходят так называемые «вбросы» - вбросы пачек заполненных бюллетеней в урны. Почасовая статистика нарастающих итогов явки на некоторых выборах показывала, что в последний час вдруг неожиданно нарастал «поток избирателей». К примеру, с четырех до шести участки посетило пять процентов общего числа проголосовавших, а в последний час - 15%. Такие факты были, но наблюдатели уже пребывали в расслабленном состоянии, за руку схватить злоумышленников, «обеспечивших» такой скачок явки в последний час, не удалось.
Особенно велика вероятность вечерних вбросов в тех случаях, если баллотируется кандидат от партии власти и явно не хватает явки (если местный законом предписывает необходимый уровень явки для признания выборов состоявшимися). Уровень явки ведь известен по ходу голосования - его считают по спискам избирателей, в которых отмечают избирателей, получивших бюллетени. Очень часто желание поднять явку провоцирует вбросы, а такие вбросы осуществляются как раз вечером.
Есть еще одна опасность, подстерегающая простодушных наблюдателей. В последнее время партия власти достигла высокого уровня виртуозности в работе с общественными активистами. Известны случаи, когда власть распределяла между своими высокопоставленными представителями участки и территории, те обязаны были курировать обработку общественного мнения, местного чиновничества, членов комиссий. Так вот, случались и такие курьезы. Подобные кураторы к моменту закрытия участков объезжали комиссии и в благодарность за хорошо проделанную работу накрывали стол. Со спиртным, разумеется. Наблюдатели, особенно от оппозиции, как правило, люди не очень искушенные медными трубами и официальным признанием. Устоять против такой лести, да еще против радушного угощения им порой трудно. В результате случалось так, что наблюдатели, сроднившиеся за день тяжелой и ответственной работы по обеспечению российской демократии, садились пьянствовать, выбывали из строя, а в это время злоумышленники делали свои черные дела.
Чтобы наблюдатели не попадали в подобные сети соблазнов, их надо специально проинструктировать на сей счет. И - обязательно позаботиться, чтобы наблюдатели были обеспечены питанием и безалкогольными напитками на все время работы на участке. Некоторые местные законы о выборах позволяют кандидату иметь на каждом участке неограниченное число наблюдателей при условии, что единовременно на участке будет находиться только один из наблюдателей. Если такая норма прописана в местном законодательство о выборах, то надо, конечно, использовать помощь нескольких наблюдателей, расписав их дежурство по часам, чтобы они могли отдохнуть. Другой вариант - расписать график для наблюдателя и члена комиссии с совещательным голосом, чтобы они могли по очереди убегать домой перекусить-отдохнуть. При этом оставшийся, конечно, должен удваивать бдительность.
Ну, и самое главное. Может так оказаться, что самая безукоризненная бдительность наблюдателей и членов комиссии будет пустой тратой сил, потому что решающие незаконные вмешательства произойдут уже после закрытия участков - во время подсчета голосов. Ко времени закрытия участков, оговоренном в законе, все наблюдатели и члены комиссий должны быть на своих местах. Участки закрываются и никто больше не может ни войти, ни выйти, пока голоса не будут подсчитаны. Прямо как при выборах Папы Римского. Если наблюдатель в этот момент покупал минералку в ларьке и не успел попасть на участок к закрытию - все, он может идти домой. Этот день он прожил зря.
Подсчет голосов
После закрытия участка
Самый ответственный этап в процедуре выборов - подсчет голосов и определение результата выборов. Подсчет голосов начинается после закрытия участка. До этого момента вскрывать урны с бюллетенями категорически запрещено. На всякий случай стоит заметить - операции по учету бюллетеней начинаются сразу после закрытия участка, без всякого перерыва на отдых и осуществляются непосредственно на территории участка.
Между закрытием участка и началом подсчета голосов по закону необходимо совершить еще одно важное действие - погасить неиспользованные бюллетени. Это делается для того, чтобы чистые бюллетени нельзя было заполнить и подбросить в общую кипу уже после вскрытия урн. Существует официальная процедура погашения бюллетеней, которая производится открыто. Неиспользованные бюллетени подсчитываются, полученное число заносится в протокол. Кстати говоря, это число может потом послужить средством проверки - число неиспользованных бюллетеней вместе с числом бюллетеней, обнаруженных в урнах не должно быть больше, чем число бюллетеней, выданных данной комиссии перед днем голосования. Если же сумма погашенных и обнаруженных бюллетеней вдруг оказывается больше, чем изначальное число бюллетеней, это означает только одно - в игре принимали участие «левые» бюллетени.
После этого совершается еще несколько операций (в зависимости от особенностей местного выборного законодательства) - подсчет открепительных удостоверений, подсчет целого ряда показателей по спискам избирателей, фиксация окончательного списка избирателей (в ходе голосования в него могли вноситься поправки). Для грамотного контроля за этими процедурами необходимо составить тщательные инструкции на основе актуального местного законодательства.
Параллельно со всеми этими операциями ведется еще одна, главная - заполнение протокола. Официальный протокол комиссии ведется в трех экземплярах (по крайней мере, так делается на выборах федерального уровня). На последних думских выборах в комиссиях применялись так называемые увеличенные формы протокола - цифры заносились на большой лист увеличенного протокола, чтобы все присутствующие могли следить за процедурой и пошагово переносить все цифры в свои копии протокола. Дело в том, что закон дает наблюдателям право получать заверенные копии протокола или, что более реально, заверять собственноручно изготовленные копии протокола. Поэтому у наблюдателя должны быть заблаговременно изготовленные бланки протокола в рабочем блокноте или отдельным документом, в который по ходу подсчета будут вноситься все цифры официального протокола. Благодаря этому любой штаб, в принципе, может создать альтернативную систему подсчета голосов и пресечь или хотя бы обнаружить фальсификации на этапе подсчета голосов.
Подсчет действительных бюллетеней
После того, как совершенно все подсчетные процедуры, не требующие вскрытия урн, комиссия приступает к вскрытию этих самых урн. (Естественно, на все эти операции имеют право только члены комиссии, наблюдатели наблюдают за всеми процедурами с расстояния, обеспечивающего полноценный визуальный контроль.) Перед вскрытием члены комиссии должны проверить стационарную и все переносные урны и убедиться, что пломбы на урнах не нарушены. Причем сохранность пломб должна быть предъявлена всем лицам, уполномоченным присутствовать на участке во время подсчета голосов. Затем урны вскрываются. (При этом бюллетени в переносных урнах должны быть подсчитаны отдельно и их число должно соответствовать числу избирателей, проголосовавших на дому. Оба числа оглашаются вслух.) На этом этапе подсчитывается только общее число бюллетеней без учета их содержания. Этого требует тайна голосования. К примеру, если на дому проголосовали пять человек и пять бюллетеней в этой урне можно будет посмотреть, то, в принципе, можно будет с большой долей вероятности вычислить, как проголосовали эти пять человек. Здесь есть вероятность нарушения тайны голосования. Поэтому сначала подсчитывается общее число бюллетеней, обнаруженных в каждой урне. Параллельно происходит выбраковка испорченных бюллетеней, бюллетеней неустановленного образца. Конечно, такую выбраковку трудно сделать, не заглядывая в лицевую часть бюллетеня, но таково требование закона. Полученные данные заносятся в протокол.
Потом бюллетени из всех урн складываются в общую кипу и начинается их сортировка - бюллетени раскладывают по стопкам в соответствии с тем, за кого поданы голоса на этих бюллетеней. Содержание бюллетеня членом комиссии с правом решающего голоса оглашается вслух и демонстрируется присутствующим. Наблюдатели имеют права находиться настолько близко, чтобы не мешать члену комиссии и при этом достоверно контролировать, что бюллетени с отметкой за кандидата Иванова попадают именно в стопку бюллетеней кандидата Иванова, а не достаются втихаря Петрову. (На практике случались такие казусы, когда бюллетени одного кандидата попадали в стопку к другому и засчитывались ему.)
Во время этой процедуры очень важно следить, чтобы у членов комиссии с правом решающего голоса, работающих с бюллетенями, не было в руках пишущих принадлежностей. Ведь они могут «невзначай» поставить лишний крестик и тем самым перевести неугодный бюллетень в разряд «испорченных».
Когда все бюллетени разложены по стопкам, их подсчитывают и заносят данные в протокол. Все, с этого момента волеизъявление граждан на данном участке известно.
Сведение результатов в протоколы
Теперь остается завершить работу с протоколами. Оглашенные результаты голосования за того или иного кандидата заносятся в протоколы. То же самое делают наблюдатели со своими самодельными протоколами. Очень важно, чтобы наблюдатели записывали результаты голосования по всем кандидатам, а не только по своему. Нужно иметь на руках все данные голосования, чтобы потом можно было совершить арифметическую проверку данных. Эту же арифметическую проверку делает комиссия - например, проверяет, соответствует ли сумма бюллетеней, подсчитанных после сортировки, общему числу действительных бюллетеней, обнаруженных в урнах. Если цифры не сходятся, может быть принято решение о пересчете.
Стоит отметить, что подсчет - процедура долгая и утомительная. Конечно, председатель может объявлять небольшие перерывы для отдыха. Но при этом ни в коем случае нельзя покидать помещение, допускать сутолоку возле столов с разложенными бюллетенями.
Итак, результаты волеизъявления на участке установлены. Теперь завершающая стадия работы с протоколами. Официальные протоколы должны подписать все члены комиссии с правом решающего голоса. Если кто-то из них отсутствует, на протоколе должна быть сделана соответствующая запись с указанием причин отсутствия. Но - если протоколы подписаны менее чем половиной членов комиссии с правом решающего голоса, то они недействительны. Если отдельные члены комиссии, в том числе с совещательным голосом, с чем-то в протоколе не согласны, то они вправе приложить к протоколу запись своего особого мнения, о чем в самом протоколе должна быть сделана запись.
После этого наблюдатели имеют право визуально сверить свои копии с официальными протоколами и попросить председателя комиссии заверить копии.
Но и это еще не окончание работы наблюдателей и членов комиссии. Теперь эти данные надо передать в вышестоящую комиссию. При наличии злого умысла и на этом этапе могут быть допущены фальсификации. Кроме того, после того, как председатель участковой комиссии привезет протокол в территориальную, там могут быть обнаружены ошибки, потребуется переделать протокол. Могут появиться вторые экземпляры протоколов, которые, если будут подписаны членами комиссии, будут иметь законную силу. А если наблюдатель к этому времени уже уйдет спать (обычно эта стадия выборного процесса происходит под утро), то у него на руках останется копия первого, устаревшего протокола.
Наблюдатели и члены комиссии с совещательным голосом обязаны находиться на своем участке до того момента, когда председатель их комиссии вернется на участок и известит их, что протокол принят вышестоящей комиссией.
В этот момент наблюдатель или член комиссии срочно должны звонить или ехать в штаб своего кандидата и сообщать результаты голосования на участке.
Последние часы перед победой
Это, в общем-то, окончательные, хотя еще неофициальные (не утвержденные) результаты голосования на данном участке. Измениться они могут лишь в результате пересчета, который может назначаться только при определенных условиях, гласно. А в территориальной комиссии данные участковых протоколов заносятся в протоколы территориальных комиссий и в автоматическую электронную систему «Выборы». Дальше они уже существуют в двух видах - в бумажном и в электронном. Там уже химичить сложнее. Дальнейшая участь данных о голосовании - в компетенции территориальных и окружных комиссий. Они собирают протоколы, сводят их воедино, принимают жалобы и проч. За этим также следят наблюдатели и члены этих комиссий от кандидата.
А в это время в штабе кандидата ведется своя кропотливая работа. В период после закрытия участков и до поступления первых сведений о результатах в штабе делать, в общем-то, нечего. (Разве что поступит какой-то сигнал о «вбросах» или попытках фальсификаций.) Эта пауза может длиться от двух до пяти часов. Важно не расслабляться.
Работники штаба должны быть готовы к последнему рывку. Надо заготовить на больших листах ватмана бланки–«простыни» - своего рода копии протоколов, куда будут заноситься данные о голосовании с участков. Кроме этого, должно быть выделено три-четыре телефонных линии, на этих телефонах должны сидеть сотрудники, которые будут получать данные от наблюдателей с участков и передавать эти данные писцам для занесения в «простыни». В какой-то момент все участки вдруг заканчивают подсчет, телефоны в штабе раскаляются, начинается настоящая беготня. Постепенно штабистам и самому кандидату из «простыней» становится очевидно, как идут дела на участках и в округе в целом.
Параллельно все еще наготове должна быть «опергруппа» - ведь на каких-то «отстающих» участках еще могут быть попытки фальсификаций или нарушения в ходе подсчета голосов.
После того, как наблюдатель сообщает об окончательных результатах подсчета голосов на своем участке на основании официально заверенной копии протокола, его можно отпускать на заслуженный отдых. Конечно, стоит позаботиться о том, чтобы доставить человека домой - ведь это, как правило, очень раннее утро. Сейчас или на следующий день он должен принести в штаб свою копию протокола. Все копии участковых протоколов - это доказательная база на случай возможных разбирательств
После того, как получены данные со всех участков, можно подводить общий итог и пить шампанское. Если еще остались силы.
Стоит, однако, помнить, что победа на выборах - это понятие не арифметическое, а юридическое. Официальные результаты выборов утверждаются избирательной комиссией округа через несколько дней после выборов, если никаких особых разбирательств и нарушений в округе нет. Конечно, вероятность фальсификаций после заверения сводных протоколов в территориальных и окружных комиссиях в наше время уже очень невелика, но надо еще помнить о конкурентах, которые могут выступить с теми или иными претензиями, затеять разбирательства, оспорить итоги. Так что до официального утверждения итогов выборов (да даже и после него) еще есть поводы нервничать.
И все же если квалифицированно проделана большая работа и многочисленные участники команды грамотно сработали на всех этапах кампании, обеспечили убедительную явку и значительный перевес голосов, то - можно пить шампанское.
Документы для наблюдателя
«Рабочий блокнот наблюдателя»
Наиболее удобная форма организации работы наблюдателя - это «рабочий блокнот наблюдателя». Такие блокноты издаются специально к выборам некоторыми крупными парламентскими партиями, общественными организациями, следящими за чистотой выборов. Зная основные принципы составления такого блокнота, можно издать его специально для тех или иных выборов. Поскольку законодательство о выборах может быть разным в разных регионах и на выборах разного уровня, то, естественно, при составлении собственного «рабочего блокнота» необходимо учитывать специфику того законодательства, которое регламентирует проведение именно этих выборов.
В целом же структура рабочего блокнота наблюдателя может быть организована примерно следующим образом.
1. На первых страницах «рабочего блокнота» необходимо описать, кто такой наблюдатель, зачем он нужен на выборах. Это общая ознакомительная глава.
2. Во второй главе необходимо дать небольшой цитатник основных тезисов выборного законодательства, начиная с положения Конституции о праве выбора. Эти базовые демократические принципы могут пригодиться наблюдателям не только для самообразования, но и как аргументация для споров на избирательных участках. Умелое оперирование нормами закона придаст наблюдателю на участке вес, напугает потенциальных нарушителей закона.
3. В третьей главе необходимо кратко изложить права и обязанности наблюдателя именно так, как они трактуются в законе о предстоящих выборах. При этом наиболее важные права следует сопроводить прямыми цитатами из закона (со ссылками на статьи, разумеется), чтобы наблюдатель мог цитировать их в случае возникновения спорных ситуаций на участке.
4.                 Далее идет руководство для наблюдателей. Необходимо по пунктам изложить основные действия наблюдателя в день выборов в порядке их очередной последовательности и указать, какие документы или различные подручные средства (калькуляторы и т.п.) понадобятся наблюдателя в день выборов.
5.                 После подробных разъяснений теоретической части следует часть практическая. Она состоит из разнообразных форм отчетов наблюдателя. В «рабочем блокноте» должны содержаться бланки этих отчетов с наводящими вопросами, чтобы наблюдатель мог, отвечая на вопросы, обратить внимание на все важные процедурные детали и зафиксировать их.
6.                 Первым должен идти паспорт участка. Он должен содержать такие графы:
-                 номер, адрес участка;
-                 ФИО председателя и членов комиссии, сведения о их присутствии на участке в течение дня голосования;
-                 время открытия и закрытия участка;
-                 ФИО наблюдателей от других кандидатов или партий;
-                 списочное и окончательное количество избирателей и т.п.
Паспорт участка очень пригодится в случае возможных разбирательств. Но если даже разбирательств никаких не будет - паспорт просто поможет организовать работу самого наблюдателя.
7.                 Далее следуют вопросно-ответные инструкции, которые являются не только шпаргалкой для наблюдателя, но формой его отчетности о проведении выборов на участке. Организованы эти инструкции примерно так. Под заголовком «Проверьте до начала голосования» следуют вопросы-поручения:
-                 проверьте наличие информационных материалов, бюллетеней, письменных принадлежностей на участке (есть, нет);
-   есть ли изменения в составе избирательных комиссий (да, нет);
-                 были ли пусты ящики до того, как их опечатали (да, нет);
-                 опечатывались ли ящики в присутствии членов комиссии и наблюдателей (да, нет);
-                 обеспечивают ли кабины для голосования тайну голосования (да, нет);
-                 вычеркнуты ли из списков избирателей лица, проголосовавшие досрочно (да, нет);
-                 вынуты ли из конвертов и опущены ли в ящики бюллетени граждан, проголосовавших досрочно, так, чтобы окружающие не могли узнать содержание этих бюллетеней (да, нет) и т.п.;
8.                 Следующая инструкция-вопросник касается хода голосования и, конечно, должна быть достаточно длинной. Например: «Проверьте в ходе голосования:
-                 вовремя ли открылся избирательный участок (да, нет);
-                 предоставлено ли наблюдателям место, обеспечивающее реализацию законных прав наблюдателей (да, нет);
-                 обеспечен ли свободный доступ граждан на участки (да, нет);
-                 имеются ли на участке агитационные материалы (да, нет);
-                 обеспечен ли порядок и очередность голосования в случае возникновения очереди (да, нет);
-                 требуют ли у избирателей паспорт (разрешенное законом удостоверение личности) перед выдачей бюллетеня (да, нет);
-                 ставят ли избиратели в списках подпись при получении бюллетеней (да, нет);
-                 находятся ли за столом регистрации только члены избирательной комиссии (да, нет);
-                 голосуют ли избиратели только за себя (да, нет); ну и т.д.
9.                 Стоит подготовить в «рабочем блокноте» отдельную инструкцию-опросник по голосованию на дому, чтобы избиратель мог правильно контролировать ход голосования с помощью выносных урн. Там должен содержаться свой специфический набор вопросов, например:
-                 осуществляется ли голосование на дому по заявлению избирателя (да, нет);
-                 является ли причиной для голосования на дому неспособность избирателя прийти на участок (да, нет, иное);
-                 предъявляют ли избиратели при голосовании на дому паспорт (иной разрешенный законом документ) (да, нет);
-                 принимают ли участие члены комиссии в заполнении избирателем бюллетеней (да, нет);
-                 подсказывает ли кто-либо избирателю, как голосовать (да, нет, если да, то кто);
-                 целы ли пломбы на переносных урнах в момент выхода из участка и возвращения на участок (да, нет) и т.п.
10. И, наконец, подробнейшая инструкция-опросник должна освещать процедуру подсчета голосов вплоть до сдачи протоколов в вышестоящую комиссию. Здесь должны быть такие вопросы:
-                 прекратил ли работу избирательный участок в (указать время, предписанное законом) (да, нет, иное);
-   кто находится на участке во время процедуры подсчета голосов, кроме членов комиссии и наблюдателей (указать);
-                 обеспечен ли надзор за неприкосновенностью ящиков после окончания голосования (да, нет);
-                 посчитаны ли и погашены ли неиспользованные бюллетени перед вскрытием избирательных ящиков (да, нет);
-                 заполняются ли комиссией три экземпляра протоколов (да, нет)
-                 проверены ли пломбы перед вскрытием урн, смогли ли убедиться в сохранности пломб наблюдатели (да, нет);
-                 признаны ли недействительные бюллетени таковыми в результате официального решения комиссии (да, нет);
-                 прикладываются ли жалобы и заявления в первому экземпляру протокола (да, нет);
-                 утвержден ли протокол голосованием комиссии (да, нет);
-                 подписывают ли все члены комиссии все три копии официального протокола (да, нет);
-                 заверяют ли председатель или его заместитель копии протоколов, составленные наблюдателями (да, нет) и т.п.
11.                   Далее в рабочем блокноте наблюдателя должны следовать бланки протоколов, которые наблюдателям предстоит заполнить в ходе подсчета голосов и заверить потом подписью председателя комиссии. При этом надо четко свериться с законом. Может быть, есть смысл заготовить бланки протоколов на отдельных листах, а не в рабочем блокноте (в этом случае в рабочем блокноте должны содержаться напоминание и инструкция по заполнению и заверке копии протокола). Естественно, бланки копий протоколов должны максимально соответствовать бланкам официальных протоколов. Стоит вручить наблюдателям по несколько бланков на тот случай, если они испортят один-другой при заполнении.
12. В конце «рабочего блокнота наблюдателя» должно остаться место для заметок. В принципе, есть смысл организовать и его с помощью вопросов, Например: «Были ли замечены нарушения на участке? Какие?» «Обращались ли вы к председателю или членам комиссии в течение дня голосования или во время подсчета голосов? По какому поводу? Какая была реакция?» и т.д.
Разумеется, в составлении этого вопросника должен принять участие юрист, сведущий в актуальном выборном законодательстве. Если даже некоторые вопросы кажутся избыточными, то надо еще помнить, что важен порой не столько ответ наблюдателя на этот вопрос, сколько напоминание, содержащееся в этом вопросе, чтобы наблюдатель обратил внимание на ту или иную деталь выборной процедуры. Это ведь составители «рабочего блокнота» - люди грамотные и бывалые. А те, кому блокнот предназначен - зачастую простые граждане, мобилизованные для работы в избирательном штабе. Часто это женщины старшего возраста, не очень искушенные в политических и выборных технологиях. Поэтому такое подробное руководство, совмещающее в себе черты инструкции и отчета, станет для них настоящей палочкой-выручалочкой. Естественно, исходя из этих соображений, рабочий блокнот надо сделать достаточно простым для использования.
Эти инструкции-опросники удобно составлять в форме таблицы, оставляя в квадратиках ответов побольше места, чтобы наблюдатель мог не просто поставить галочку в колонке «да» или «нет», но и сделать какое-то примечание. Некоторые издатели подобных блокнотов делают на каждой страничке колонтитул «ФИО наблюдателя, номер участка» - чтобы наблюдатель - хозяин блокнота мог подписаться на каждой странице и исключить тем самым подмену страниц. Конечно, такая предосторожность может показаться чрезмерной, но, с другой стороны, наблюдателя не убудет, если он и подпишет все страницы своего блокнота. Стоит также подсказать наблюдателю, что желательно в каждой записи указывать время записи, особенно в той части «рабочего блокнота», которая оставлена для заметок. Это может пригодиться для возможного последующего разбирательства.
Если такое разбирательство случиться, то блокнот может стать если не свидетельством, то незаменимым подспорьем для расследования и разоблачения нарушений. Кроме того, такой «рабочий блокнот» является наилучшей формой контроля за работой самих наблюдателей. Любой менеджер, прочитав блокнот, сразу поймет, следил ли наблюдатель за ходом голосования или ловил мух. Конечно, лучше проконтролировать работу наблюдателей еще в ходе голосования, поручив бригадирам раз-другой объехать участки и подбодрить своих наблюдателей. Но окончательная оценка работы наблюдателя будет наиболее адекватной именно после изучения сданных им в штаб «рабочего блокнота» и своей копии протокола.
Изготовить «рабочие блокноты наблюдателей» можно с помощью компьютера и ксерокса либо типографским способом - в зависимости от масштаба выборов и количества наблюдателей.
«Памятка наблюдателя»
В тех случаях, когда проходят выборы местного значения или когда на издание блокнотов нет средств или желания, можно обойтись изданием «памятки наблюдателя», которая может уместиться с двух стороны одного листа формата А4. Содержание памятки может быть примерно следующим:
Памятка наблюдателя.
Права и обязанности наблюдателя.
Наблюдатель вправе:
1.                 Находиться на избирательном участке (в территориальной, окружной избирательной комиссии) и следить за всеми действиями, относящимися к процессу голосования и подсчету голосов.
2.                 Обращаться к членам избирательной комиссии и получать от них любую информацию, относящуюся к процессу голосования и подсчета голосов, письменно обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии.
3. В любое время получать доступ к визуальному ознакомлению со списком избирателей.
4.                 Совершать любые действия, не запрещенные законодательство РФ и не препятствующие нормальной работе избирательной комиссии.
Наблюдатель обязан:
1.                 Содействовать нормальному проведению голосования, наблюдать за подсчетом голосов и работой избирательной комиссии в целом.
2.                 Получить копию протокола избирательной комиссии, составленного по итогам голосования, и сравнить указанные в нем сведения с данными, полученными в результате собственного наблюдения (подсчета голосов).
Действия наблюдателя в день выборов.
1.                 Наблюдатель должен прибыть на участок за 30 минут до его открытия. Необходимо взять с собой удостоверение наблюдателя, выданное кандидатом (или партией) и паспорт.
2. На избирательном участке наблюдателю следует убедиться в том, что:
-   в помещении для голосования и на подходах к нему отсутствуют агитационные материалы;
-                 конструкция кабинок обеспечивает тайну голосования;
-   в помещении имеется стенд с образцами заполнения бюллетеней и информационными материалам об всех кандидатах (избирательных объединениях), участвующих в этих выборах.
3.                 Необходимо проследить, чтобы комиссией было зафиксировано количество тех, кто проголосовал досрочно. (Комиссия должна поступить с бюллетенями досрочников так, как это предписано законом: например, опустить, не подглядывая в урну или запереть в сейф до момента подсчета голосов.)
4.                 Голосование вне избирательного участка (на дому или в больницах), производится среди избирателей, у которых есть на той уважительные причины, и от которых поступили заявления или просьбы об этом по телефону или письменно. Наблюдатель должен настаивать, чтобы голосование вне участка осуществлялось в его присутствии.
5.                 Каждый избиратель голосует исключительно за себя лично. Не допускается голосование «за жену» или «за соседа», даже по предъявлению их паспорта.
6.                 Наблюдатель должен настаивать, чтобы исправления в основной список избирателей (в случае их смерти, командировки, смены места жительства) вносились ручкой, а не карандашом.
7.                 Наблюдатель должен следить за голосованием граждан, не проживающих на данной территории (по открепительным талонам или иным способом, установленным законом). Наблюдатель должен следить также за правильным учетом этой категории избирателей.
8.                 После окончания времени голосования работа наблюдателя не заканчивается. Наблюдатели должны быть наиболее внимательны при подсчете голосов, так как именно в этот период возможны самые опасные нарушения.
9.                 Наблюдателя должны проверить, чтобы перед вскрытием урн были подсчитаны и погашены неиспользованные бюллетени. С этого момента должно вестись заполнение трех экземпляров протокола комиссии. Кроме того, перед вскрытием урн наблюдателям должны быть предъявлена сохранность пломб на урнах.
10.                   После вскрытия урн должны быть отделены бюллетени неустановленной формы (то есть изготовленные неофициально или незаверенные комиссией) и недействительные (испорченные, незаполненные, заполненные неправильно) бюллетени. Каждый недействительный бюллетень должен быть заверен членами комиссии в установленном порядке с указанием причин недействительности, упакован отдельно и учтен с занесением общего числа недействительных бюллетеней в протокол.
11.                   Подсчет голосов производится непосредственно членами избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до установления результатов голосования. Члены комиссии, работающие непосредственно с бюллетенями, в этот момент не должны пользоваться письменными принадлежностями.
12.                   Подсчет голосов происходит гласно, наблюдатели должны иметь возможность видеть отметки в бюллетенях. По итогам подсчета заполняется три экземпляра протокола комиссии.
13.                   Убедившись, что протоколы комиссии заверены всеми членами комиссии, наблюдатель заверяет у председателя комиссии свою копию протокола. После этого наблюдатель сообщает итоги голосования в свой штаб.
14.                   Наблюдатель имеет право покинуть участок только после того, как поступит сообщение, что участковый протокол принят вышестоящей комиссией.
Наиболее часто встречающиеся виды нарушений.
Возможные виды нарушений до голосования:
1.                   Оказание влияния на избирателей, наблюдателей или членов избирательной комиссии путем подкупа, обещания работы, прочих благ, либо путем угроз и запугивания.
2.                   Подлог избирательных ящиков, избирательных бюллетеней, списков избирателей.
Возможные виды нарушений в ходе голосования.
1.                   Присутствие на избирательном участке лиц, выдающих себя за членов комиссии или присваивающих себе незаконно право участия в организации выборного процесса.
2.                   Исчезновение, порча, подмена или кража любых требуемых бланков, формуляров или материалов.
3.                   Нарушения в регистрации избирателей.
4.                   Начало голосования до времени официального открытия участков.
5.                   Отсутствие на избирательных участках ответственных членов избирательной комиссии.
6.                   Запрещение наблюдателям находится вблизи места голосования, создание иных препятствий для наблюдения за ходом голосования.
7.                   Призыв или разрешение голосовать вне кабинок для голосования, что ведет к нарушению тайны волеизъявления.
8.                   Запугивание или иные способы влияния граждан во время опускания бюллетеня в урну; а также попытки ознакомиться с содержанием бюллетеня до его опускания в урну.
9.                   Проведение агитации на избирательном участке.
10.                   Голосование за другого избирателя
Возможные нарушения, связанные с избирательными бюллетенями.
1.                 Уничтожение, кража, подмена или сокрытие избирательных ящиков.
2.                 Использование самодельных избирательных ящиков взамен официально зарегистрированных и опечатанных.
3.                 Непроведение проверки пустоты избирательного ящика перед его опечатыванием при открытии избирательного участка.
4.                 Наличие переполненных избирательных ящиков до или во время голосования.
5.                 Непроведение подсчета полученных избирательной комиссией бюллетеней до их использования.
6.                 Использование поддельных избирательных бюллетеней или избирательных бюллетеней неустановленного образца (в том числе незаверенных данной комиссией в установленном порядке).
7.                 Доступ к избирательным бюллетеням лиц, не имеющих на то полномочий.
Возможные виды нарушений во время подсчета голосов.
1.                 Кража, уничтожение, порча, подмена бюллетеней или внесение в них правок в момент перемещения от места голосования к месту подсчета голосов.
2.                 Неправильный учет содержания бюллетеня.
3.                 Неправильный подсчет бюллетеней (учет бюллетеней одного кандидата в пользу другого).
4.                 Сообщение ложных результатов голосования.
5.                 Неоправданная задержка в проведении подсчета голосов.
6.                 Неоправданная поспешность в подсчете голосов. Одновременный подсчет голосов несколькими учетчиками по разным группам бюллетеней.
7.                 Подписывание членами избирательной комиссии протокола заранее или до окончательного заполнения протокола.
Если наблюдатель установил факт нарушения закона.
Он должен немедленно:
1.                 Обратиться к председателю комиссии с указанием на нарушением и требованием устранить его (если возможно).
2.                 Обратить внимание других наблюдателей на факт нарушения.
3.                 Составить акт о нарушении (жалобу, заявление), в котором зафиксировать факт, время, обстоятельства нарушения. Желательно заручиться подписями других наблюдателей. Акт изготавливается в двух экземплярах, один из которых официально подается в избирательной комиссии, а второй - с пометкой секретаря комиссии о времени принятия - остается у наблюдателя.
4.                 Сообщить о факте нарушения лицу, координирующему работу наблюдателей в штабе, а также наблюдателя или члену комиссии с правом совещательного голоса от своего кандидата в вышестоящей избирательной комиссии.
5.                 Дождаться представителей своего штаба, продолжая наблюдение.
Наблюдатель покидает участок только после того возвращения председателя и секретаря комиссии из территориальной комиссии, которые должны сообщить, что они сдали протокол об итогах голосования.
Вот такая памятка может служить наблюдателю шпаргалкой в том случае, если не удается изготовить «рабочий блокнот наблюдателя». Естественно, перед вручением шпаргалок необходимо провести устный инструктаж наблюдателей, поотвечать на их вопросы, которые могут возникнуть после ознакомления с памяткой. Стоит добавить, что к памятке обязательно надо приложить формуляры протоколов, чтобы наблюдатели смогли их заполнять во время подсчета голосов и заверить после составления протокола комиссии.
 
 
 
 
 
© Kazhdy.ru
Можно отсюда брать все
Только, пожалуйста, делайте живую ссылку