| Андрей Мирошниченко |
|
Аннотация
Книга Андрея Мирошниченко «Как написать пресс-релиз» является первой в России полной инструкцией по написанию пресс-релизов.
Читатели познакомятся с конструктором пресс-релиза, узнают, как правильно создавать основные композиционные элементы – заголовок, лид, основной текст, справку, подпись. В книге разоблачены специальные журналистские приемы усиления пресс-релиза: использование знаменитостей, конфликтов, статданных, приводится тайный словарь сенсационной журналистики.
Самая большая головная боль пресс-секретарей – поиск информационных поводов - получит в этой книге хорошее лекарство. Автор предлагает немало бронебойных рецептов по поиску, производству или симуляций событий для формирования информационного повода.
Ценнейшие сведения и рекомендации привлечены с кухни редакторов СМИ – как они выбрасывают, режут или используют пресс-релизы. Автор скрупулезно и иронично исследует судьбу пресс-релиза.
Книга предназначена пресс-секретарям, рекламщикам, маркетологам, пиарщикам, копирайтерам и всей медийной братии, а также политикам и руководителям малого и среднего бизнеса, которые хотят чаще попадать в газету.
Аннотация с 4 обложки
Андрей Мирошниченко – специалист в области массовых коммуникаций и коммуникативного воздействия, журналист, преподаватель, политтехнолог, кандидат филологических наук. Автор нашумевших книг «Толкование речи» (1994), «Выборы: от замысла до победы» (2003), «Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения» (2008). Работает главным редактором журнала «Банковское обозрение». В книге «Как написать пресс-релиз» Андрей Мирошниченко предлагает практические рекомендации сразу с обеих сторон баррикад: и как опытный текстовик, и как редактор СМИ. Персональная страница автора в Интернете – www.kazhdy.ru.
«Как написать ПРЕСС-РЕЛИЗ»
• Бэкграундеры, ньюс-релизы и пресс-релизы – зачем нужны и чем отличаются.
• Почему посторонние не умеют писать тексты для СМИ и как этому научиться
• Конструктор пресс-релиза: как делаются заголовок, лид, тело текста, справка и подпись.
• Информационный повод для пресс-релиза: где взять или как выдумать.
• Виды информационных поводов. Производство и симуляция событий.
• Драматургия пресс-релиза. Как правильно использовать юбилеи, конфликты, знаменитостей, статистические данные, знаменательные даты и многое другое.
• Как добавить в релизе сенсационности. Тайный словарь сенсационной журналистики.
• Как опубликовать пресс-релиз. Пресс-релиз в Интернете и в газете.
• Почему и как надо помочь редактору порезать пресс-релиз.
• Судьба пресс-релиза. Как в редакциях читают, выбрасывают и публикуют пресс-релизы.
Содержание
Три типа релизов
Бэкграундер
Ньюс-релиз
Пресс-релиз
Сделать праздник из будней
Конструктор пресс-релиза
Специфика журналистского текста
Композиция пресс-релиза
Заголовочный комплекс
Лид
Основной текст: фактура и вкусные обстоятельства
Справка о компании
Контактные данные
Оформление пресс-релиза
Драматургия пресс-релиза
Жесткая и мягкая заметка
Информационный повод для пресс-релиза
Симуляция ИП
Греть тему
Заявление как ИП
Сенсация
Знаменитости
Осязаемые деньги
Знаменательная дата
Конфликт
Судьба пресс-релиза
Как используют релизы в редакции
Право переврать
Процент на бой арбузов
Периодичность пресс-релизов
Точечное бомбометание и ковровые бомбардировки
Пресс-релиз в Интернете
Кому в редакции направлять релизы
Как оформить письмо с пресс-релизом
Как режут релизы в редакции
Заключение. Личное обращение автора к читателям
Пока на сайте доступна вводная глава, да и то с изъятиями и без картинок
Три типа релизов
Все знают, что пресс-релиз - это сообщение, подготовленное компанией для прессы.
На этом простота знания заканчивается и наступает сложность умения.
Каждый болельщик отлично разбирается в футболе, но реально на поле выходят профессиональные футболисты. Написать пресс-релиз может еще меньшее число людей, чем сыграть в футбол. По последним данным, в России насчитывается всего лишь около двадцати тысяч человек, способных написать пресс-релиз. И в двадцать раз меньше – способных добиться его опубликования. Эта книжка может поправить статистику, увеличив количество пресс-релизоспособных профессионалов на несколько сотен человек, заодно облегчив и одновременно усложнив жизнь редакторам СМИ.
Итак, пресс-релизом обычно называют ровно то, что это слово означает на английском языке: выпуск для прессы. Очевидно, информационный выпуск, претендующий на опубликование.
При этом выпусками для прессы бывают и другие специально написанные для СМИ сообщения. И иногда возникает путаница, что же собственно считать пресс-релизом. Потому что помимо термина «пресс-релиз», используются и другие обозначения для таких выпусков: «бэкграундер», «ньюслетер», «ньюс-релиз», «медиа-релиз», «факт-лист», «досье», «справка». Очевидно, пресс-релиз имеет в ряду этих сообщений для прессы свою специфику.
На тот случай, если журналистика когда-нибудь станет академической наукой, к чему она особенно стремилась у нас в советские времена, следует учредить простенькую двухуровневую классификацию, в которой пресс-релиз вступает в родовидовые отношения с другими типами сообщений для прессы. Для простоты все их назовем релизами – это слово тоже употребляется в профессиональной среде.
Итак, релизы бывают трех видов:
- бэкграундер
- ньюс-релиз
- пресс-релиз
Все прочие письменные официальные сообщения для прессы так или иначе принадлежат к одному из этих трех видов.
<...>
В заключении вводной главы стоит сказать, что в подготовке пресс-релизов, как и любых материалов для прессы, важна адекватность, причем во многих смыслах. Пресс-релиз – не ставка в казино, тут на последние две копейки джек-пот не сорвешь. Работа с прессой – это системный процесс вообще, и подготовка пресс-релизов – системный процесс в частности. Соответственно, результат должен быть адекватен усилиям и масштабу исходных данных.
Например, на понижение результативности общения с прессой работает малый масштаб компании или организации, ее отраслевая «заурядность». На повышение результативности общения с прессой в любом случае будут работать креативность, системность, последовательность. Результат – это некоторое сальдо, баланс многих факторов.
Для того, чтобы сделать успешный пресс-релиз, прежде всего нужно… дезавуировать миф о том, что всякий пресс-релиз достоин опубликования. Любой человек очень любит результат своего труда, поэтому пресс-секретарь, сотворив нечто, ожидает от общества восторгов. Эти ожидания часто завышены, даже если результат труда неплох. В этом смысле перед конкретным пресс-релизом надо ставить адекватные задачи. Релиз - всего лишь один из способов общения с прессой, пусть и самый распространенный. Но даже в наборе материалов, которые компания готовит для прессы, пресс-релиз – далеко не единственный элемент. Наличие текста вовсе не означает его публикации. Надо спокойнее относиться к результату творческого акта, когда речь идет о конвейере. А работа пресс-службы – конвейер.
Зацикленность пресс-службы и болезненную зацикленность пресс-секретарей на своих драгоценных пресс-релизах надо лечить простым терапевтическим приемом – созданием медиа-кита компании. Пресс-служба, создавшая полноценный медиа-кит, более адекватно относится к своим пресс-релизам, а ее пресс-релизы становятся более эффективными. Просто возникает правильное понимание масштаба тех или иных усилий, их адекватности и вклада в общий успех.
<...>
И напоследок еще раз о типологии релизов. С точки зрения предложенной выше классификации большинство направляемых в СМИ релизов – это ньюс-релизы, сообщающие корпоративные новости компаний даже без какой-либо попытки симулировать общественную значимость этой новости.
Достаточно зайти в Интернете на какое-нибудь кладбище пресс-релизов (есть специальные сайты – коллекторы пресс-релизов), чтобы убедиться, что почти все релизы – это внутрикорпоративные новости, иногда совсем мелкопоместного масштаба.
Объяснений тому несколько. Очень часто пресс-секретари испытывают по отношению к своей компании и своему начальству религиозные чувства, и считают, что все, что произошло «у нас», автоматически достойно общественного ажиотажа. Поэтому дают новость, как есть, не осознавая безразличия внешнего мира. Как дали бы ее в собственную стенгазету, где, безусловно, любая внутрикорпоративная новость вполне уместна.
Из-за религиозного ослепления такие пресс-секретари не делают различий между сообщениями для своей стенгазеты и сообщениями для внешних СМИ. Поэтому на выходе получается всего лишь ньюс-релиз, а не пресс-релиз, если судить по требованиям приведенной выше классификации.
Другая возможная причина, по которой из компании идет, по сути, поток малозначимых внутрикорпоративных новостей, связана с невысоким уровнем требовательности к своим текстам, который, в свою очередь, связан с неверием в возможность пробить защиту СМИ. Установилась некоторая привычки слать в СМИ внутрикорпоративные новости – и пресс-служба исправно поддерживает регулярную работу этого непритязательного конвейера. Мол, все так делают, и мы тоже должное исполняем, регулярный поток сообщений в прессу идет.
Между тем стоит немного довернуть, переключить регистр, привесить правильный бантик – и ньюс-релиз заиграет другими красками, начнет претендовать на общественную значимость. И из корпоративного спама в ящике редактора превратится в некоторое вполне сносное сырье для журналистской публикации.
Как сделать этот доворот? Как превратить ньюс-релиз (а в реальности большинство релизов – это ньюс-релизы) в журналистский материал, каковым и должен быть пресс-релиз?
Для трезвой оценки значимости своего сообщения пресс-секретарь прежде всего должен уметь разлюбить свою компанию и своего шефа. Хирург руководствуется не любовью, а пользой. А функции пресс-секретаря чем-то схожи с функциями хирурга. Правда, пластического.
Профессионализм должен возобладать над религиозными чувствами или непритязательной рутиной конвейера.
Дальнейшее изложение в этой книге базируется на предложенной типологии релизов, которая сама по себе достаточно условна и даже оторвана от реалий, но помогает понять важные и достаточно высокие требования к пресс-релизу, из которых ключевыми являются два:
1. пресс-релиз – это сообщение, которое реально претендует на общественную значимость;
2. пресс-релиз является журналистским произведением.
Соответственно, даже хотя бы стремление выполнить эти требования позволяет улучшать результат. И дальше речь идет не о том, как описать внутреннюю новость компании и создать ньюс-релиз, а о том, как создать пресс-релиз высокой пробы с высокой вероятностью его использования в СМИ.
Очевидно, что ньюс-релиз и пресс-релиз создают два полюса на некой шкале значимости релиза. Если корпоративная новость совсем никчемная, значимость ее невозможно натянуть да еще и нет желания/способностей, то сообщение о такой новости останется ньюс-релизом – сообщением о внутрикорпоративной новости, которое вряд ли кому интересно за пределами компании.
Если же приложить определенные усилия, повысить значимость новости, значимость отображения новости в тексте, улучшить журналистские характеристики текста, воткнуть в тесто текста изюминки, то такое сообщение начнет двигаться по шкале от ньюс-релиза к пресс-релизу. То есть в сторону сообщения, имеющего общественную, а не внутрикорпоративную значимость.
Но, конечно, надо отдавать в себе отчет в том, что не каждая внутрикорпоративная новость может быть раздута до масштаба хедлайнов мировых агентств. Бывают новости безнадежные, вроде семинара региональных дилеров компании. Хотя… в мировые заголовки, может, вытащить и не удастся, но пробиться в отраслевые и, чем черт не шутит, в общеделовые СМИ…
Важно знать как.
<...>
|
|
|
© Kazhdy.ru
Можно отсюда брать все
Только, пожалуйста, делайте живую ссылку |
|
| |