Самая нудная персональная страница в Интернете
Долой оформление. Только сок мозга

Андрей Мирошниченко

Андрей Мирошниченко. «КОММУНИКАЦИИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ»

Учебное пособие для студентов и слушателей, изучающих специальности "Менеджмент" и "Управление инновациями". Под названием "Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство" эта книга вышла в издательстве "Книжный мир" в мае 2008.

ГЛАВА 12. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


 

Здесь опубликованы выдержки из главы. Книга Андрея Мирошниченко "Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство" издана в мае 2008 года и ее можно купить в магазинах или в Интернет-магазинах, а также в самом Издательстве "Книжный мир".

Самым распространенным случаем массовой коммуникации следует признать общение людей в сфере средств массовой информации[1] (СМИ[2]).
В средствах массовой информации за несколько веков сформировалась стройная система, в которой каждое СМИ имеет свои типологические отличия. Современному деловому человеку надо обязательно знать основы функционирования СМИ, так как масс-медиа являются важным регулятором современной общественной и деловой жизни. Их роль в достижении делового успеха крайне высока.
Функции СМИ таковы: средства массовой информации формируют и отражают общественное мнение. При всей простоте формулировки в ней сокрыт сложный для обыденного восприятия смысл. С одной стороны, журналисты описывают те настроения, которые уже есть в обществе. С другой стороны, сами же СМИ в совокупности эти настроений и формирует. Неизбежно встает вопрос о том, что первично – мнение СМИ, влияющее на мнение общества, или мнение общества, отражаемое в СМИ? Это классический вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо.
  
 
СМИ и в самом деле выполняют диалектическую, двуединую задачу – отражать и формировать. Парадокс о курице и яйце каждый раз разрешается в конкретном творческом журналистском акте. Конкретный журналист улавливает уже существующие (в том числе и под воздействием СМИ) в обществе настроения, перерабатывает их, ухватывает тенденции, и публикует некое новое знание, которое, в свою очередь, тоже начинает влиять на формирование общественного мнения и на формирование мнений, выраженных журналистами в следующих статьях. Так и совершается вечный круговорот мнений в обществе.
Для обслуживания этого процесса создана разветвленная система, состоящая из разных по типу средств массовой информации.
Самое крупное классификационное деление СМИ сегодня происходит по признаку «печатные-электронные».
К электронным относятся СМИ, использующие электронные каналы передачи - радио и телевидение.[3] Электронные СМИ обладают большим экспрессивным зарядом за счет имитации живого человеческого общения. Они более оперативны, в этих СМИ существует явление «прямого эфира» - моментальной передачи информации о событиях. Их недостатком можно считать привязанность теле- и радиопередач ко времени эфира: кто не успел посмотреть - тот опоздал.
Внутри отряда электронных СМИ есть тоже определенные различия в философии восприятия. Телевидение подкрепляет восприятие визуальными образами, оно передает картинку. Зато радио иногда хорошо именно тем, что не отвлекает зрение. Его можно слушать, занимаясь домашними делами или управляя автомобилем.
К печатным относят те средства массовой информации, который производят при помощи печатного станка – газеты, журналы. У печатных СМИ свои преимущества - к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. Кроме того, проигрывая в оперативности, газета может выигрывать за счет публицистичности, аналитичности, специфически-газетного репортажного своеобразия, литературных симуляций и т.п. Текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук.
В общем, каждый отряд СМИ имеет свои технические особенности с точки зрения передачи и восприятия информации.
Существуют не только технические, но и правовые, тематические и прочие характеристики СМИ. Все вместе они называются типологическими характеристиками СМИ, которыеиспользуются для типологического анализа – описания, составления профиля (портрета) того или иного СМИ.
Типологические характеристики СМИ
1. Территория вещания, распространения (всероссийское радио, городская газета).
2. Регулярность выхода или вещания (круглосуточное телевидение, ежедневная газета, ежемесячный журнал).
3. Тираж (для печатных СМИ), объем аудитории (для электронных СМИ).
4. Собственность на издание или телерадиокомпанию. СМИ может принадлежать государству, ведомству, корпорации, частному лицу. Собственник – учредитель издания – определяет редакционную политику, назначает редактора – поэтому для оценки издания важно иметь информацию о его собственнике.
5. Формат выхода (хронометраж и жанр для теле- и радиопередач, печатный формат – размер страницы, количество страниц - для печатных изданий).
6. Тематическая направленность (деловая, развлекательная, подростковая, бульварная, политическая и т.п.).
7. Аудитория СМИ.
К дополнительным типологическим характеристикам СМИ можно отнести, например, состав авторов. К примеру, в газетах для написания статей могут привлекаться эксперты-профессионалы, а могут - журналисты. Издание может делать упор на «золотые перья», а может публиковать по преимуществу письма самих читателей или комментарии чиновников. Впрочем, авторский состав является не определяющей типологической чертой издания, а скорее именно дополнительной характеристикой.
Если же взять основные типологические параметры, то, используя каждый из них, можно составить точный портрет любого СМИ.
К примеру, газета «Коммерсант» - деловое по тематике издание, принадлежащее группе частных лиц, часть из которых может преследовать и политические цели, которые вполне могут быть отражены в газете. «Коммерсант» выходит ежедневно, на 24 полосах форматом А2, тиражом 110-120 тысяч экземпляров и распространяется по всей России.
Газета «Гудок» - отраслевое издание, принадлежащее Министерству путей сообщения, по тематике посвященное проблемам железнодорожной отрасли, выходит ежедневно на 12-16 полосах форматом А2, тиражом 150 тысяч экземпляров.
Газета «Учет, налоги, право» - специализированное издание, по тематике посвященное налогообложению, принадлежит частным лицам, которые преследуют в издательском бизнесе исключительно коммерческие цели, выходит еженедельно тиражом 68 тысяч форматом А3 на 32 полосах, распространяется по всей России.
Телеканал ОРТ – государственный, по тематике содержит новостные, аналитические, развлекательные и политические передачи, территория вещания - Россия и русскоязычное зарубежье.
Телеканал СТС – частный, по тематике исключительно развлекательный, территория вещания - Россия.
Для обывателя специфические характеристики изданий малосущественны. Обыватель лишь может отличить, к примеру, бульварную прессу от серьезной. Такой уровень понимания рынка СМИ, конечно, недостаточен для делового человека. В деловой среде существуют специальные методики и институты для анализа рынка СМИ, для мониторинга СМИ по тем или иным темам, для оценки популярности тех или иных СМИ и, соответственно, для выяснения эффективности обращения к людям через эти СМИ (для выяснения эффективности рекламы, например).
Более того, общение со СМИ само по себе уже оформилось в отдельную профессию – пресс-секретарь. Формируется сектор рынка, обслуживающий взаимодействие бизнеса и политических структур со СМИ. В этом секторе работают рекламные и PR-службы, службы мониторинга, службы изучения общественного мнения, экспертные и аналитические институты.
Средства массовой информации могут играть важную роль и в инновационной сфере. Нужно уметь как извлекать нужную информацию из СМИ, так и размещать нужную в СМИ.
Как и любой бизнес, инноватика может нуждаться в продвижении, в поиске партнеров и инвесторов, в презентации. Для этих целей будет полезен как постоянный мониторинг деловых и отраслевых изданий, так и активные контакты с ними, чтобы информация об инновационных проектах получила в СМИ благоприятное освещение, дошла до партнеров, инвесторов, потребителей.
Кроме того, СМИ могут быть источником важной деловой и научно-технической информации. Разведчики утверждают, что до 70 процентов развединформации добывается в открытых источниках, прежде всего в прессе. Ходят легенды о том, что специальные пластины корпуса, обеспечивающие радиолокационную невидимость американских самолетов «Стелс», были изготовлены по технологиям, описанных в 60-е годы в журнале «Техника молодежи». Это, конечно, из разряда баек. Но факт есть факт: крупнейшие корпорации и технические разведки мира специально мониторят все научные и отраслевые журналы на предмет поиска новых технологических решений и идей. И этот поиск часто оказывается успешным. Таким образом, СМИ являются еще и средством научной коммуникации, вольно или невольно распространяя научные знания и технологические идеи.
Масс-медиа являются основным институтом, обеспечивающим массовой коммуникацию. Деловому человеку, стремящемуся к успеху, необходимо владеть навыками активной личной коммуникации со СМИ. Это касается и инновационного менеджера.
Цели общения делового человека со СМИ:
- презентация своих разработок, своего проекта или своих личных способностей с прицелом на карьерное продвижение, повышение личной стоимости на рынке специалистов;
- презентация своих разработок для инвесторов, партнеров, потребителей;
- противодействие конкурентам, борьба с конкурентами за симпатии общественного мнения (за симпатии партнеров, инвесторов, потребителей);
- укрепление личной, корпоративной репутации, репутации производимого продукта,
- формирование косвенных условий, способствующих успеху личному, корпоративному или успеху продукта.
Можно выделить пять основных форм общения делового человека со СМИ.
1. Интервью
2. Пресс-релиз
3. Пресс-конференция
4. Авторская статья
5. Неформальное общение с журналистами.
Остановимся вкратце на особенностях этих форм общения с СМИ....
 
 
<...Книга уже издана и ее можно купить в магазинах...>
 
 

[1] Иначе СМИ еще называют на английский манер масс-медиа (mass-media), то есть «средства (посредники) для <общения> масс».
[2] В теории журналистики в начале 90-х годов прошлого века зародились идеи называть средства массовой информации средствами массовой коммуникации. Действительно, понятие коммуникации более точно отражает суть СМИ. Однако термин СМК не прижился; в ходу остался термин СМИ.
[3] Иногда к электронным СМИ относят также интернет-газеты, ленты новостей. Однако интернет-СМИ хоть и передаются с помощью «электронного» сигнала, но по способу подачи информации, и особенно по способу ее восприятия ближе все-таки к печатным СМИ – они передают текст и иллюстрации. Разумнее всего отнести интернет-СМИ в отдельный отряд СМИ.
 
 
Здесь опубликованы выдержки из главы. Книга Андрея Мирошниченко "Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство" издана в мае 2008 года и ее можно купить в магазинах или в Интернет-магазинах, а также в самом Издательстве "Книжный мир".
 
 
 
 
 
 
 
 
© Kazhdy.ru
Можно отсюда брать все
Только, пожалуйста, делайте живую ссылку